Fashion – не наш профешн
Опера «Аида» Джузеппе Верди в НОВАТе

Текст: Дмитрий Павликов
  • /
  • /
Как ни страшно это признавать, люди XXI века все еще верят рекламе. И вот приятный мужской голос с экрана телевизора сообщает жителям Новосибирска, что их ждет незабываемый поход в оперный театр, где они увидят fashion-оперу. Речь идет о новой постановке оперы Джузеппе Верди «Аида». При этом в рекламе фигурирует и имя Сальвадора Дали: якобы команда постановщиков использует эстетику испанского живописца.
Новое руководство НОВАТа откровенно говорит, что опера привлекает в театр мало публики. Чтобы изменить ситуацию, фактически каждую оперную постановку преподносят с добавлением подзаголовка, который часто себя не оправдывает. Опера-триллер без триллера, опера-дегустация, а никакой дегустации там тоже нет. Безусловно, реклама – очень важный маркетинговый ход, когда она соответствует правде.
Режиссерское решение Вячеслава Стародубцева, где актеры стоят как истуканы абсолютно безэмоционально, вызывает ассоциации с показами высокой моды. В тоже время статичность движений вредит восприятию музыки Верди, ведь в операх композитора именно эмоции правят бал.

Если сценические движения можно как-то связать с fashion показами, то сами костюмы и оформление декораций нет. Наряды Аиды и Радамеса выглядят типично, и мало чем отличаются от классической версии оперы. В финальной сцене герои предстают перед публикой в черных балахонах, которые к fashion совсем не имеют никакого отношения, а больше напоминают тряпье с новосибирского центрального рынка. Костюмы артистов хора в оттенках желтого, также не отличаются оригинальностью. Похоже, все силы художника-постановщика Жанны Усачевой были брошены на персонажа Амнерис. Действительно, желтое платье Амнерис в первом действии и красное в четвертом смотрятся очень эффектно и дают возможность хоть как-то оправдать название fashion.

Эстетика Дали представлена фигурами трех слонов, свисающих с потолка сцены, только не ясно зачем. Возможно, постановщики решили подстраховаться – вдруг fashion будет мало. А в итоге вышло, что fashion с его «стильными луками» и Дали несовместимы и выглядят словно оформление разных спектаклей.

Шедевр Верди, который новосибирский театр рекламирует словно продукт, не покорился постановщикам. Реклама в очередной раз себя не оправдала.