Беспорядок в кукольном доме
«Антигона», Воронежский Камерный театр

Автор: Анна Колтырина

Фото: Алексей Бычков
  • /
  • /
1
Жан Ануй известен во многих ипостасях, но прежде всего — как драматург-интеллектуал. Его зрелые пьесы, переосмысливающие греческие мифы, принесли автору известность именно как творца думающего, чуткого к эпохе. Одна их таких пьес — «Антигона», написанная в 1942 году. Премьера была сыграна в 1943 в оккупированном немцами Париже, и главная героиня символизировала собой не что иное, как непобежденную Францию.
За 75 прошедших лет эту пьесу, понятно, ставили не единожды. В прошлом году «Антигону» ставит Михаил Бычков в Воронежском Камерном театре. Кто же теперь дочь Эдипа?

Занавес раздвигается, и мы видим богатую гостиную: добротную мебель, множество фото в золоченых рамках, камин. От античности здесь только колонны, фрески-лепнина да древнегреческий бюст. Персонажи пьесы замерли, как куклы, каждый на своем месте. Представляет их хор, который у Бычкова превратился в одного человека — это то ли ведущий ток-шоу, то ли экскурсовод. Он презентует зрителям участников трагедии и будет сопровождать их на протяжении всего действа.

Да, история ясна с самого начала, и этого никто не скрывает. Смерть брата, попытка его похоронить, бунт, казнь, смерть. Изменится ли что-то в этот раз?
Кажется, будто бы изменен ракурс повествования. Сначала наша героиня — Антигона (Татьяна Бабенкова), но с появлением Креона (Камиль Тукаев) она теряется, отходит на второй план. Креон, безусловно, главный: и в царстве, и в семействе, и в доме. Столкнувшись с неподвластным, он пытается подчинить себе неизвестную силу в лице ополоумевшей девочки. И он это умеет: уговорами ли, угрозами ли, казнью ли — он держит свой «корабль», не дает ему затонуть. Что значит тут одна маленькая Антигона?

Однако в течение диалога двух антагонистов мы понимаем, что Антигона представляет собой просто жизнь, не желающую и не могущую подчиняться распорядку и правилам, стихию, природу, энергию. Сначала она кажется просто капризной, затем испуганной, но в ее монологе, обращенном Креону, мы чувствуем безрассудное сопротивление ради сопротивления, ради самой возможности рассмеяться фатуму в лицо — и понимаем, что она заслуживает своего полного счастья. Счастье для нее — сказать четкое «нет», которое будет услышано.
Отдельно хочется поговорить о второстепенных персонажах. Они архетипичны: служка-охранник (Владислав Моргунов), красавица-сестра (Надежда Азоркина), болтушка-няня (Наталья Шевченко). Им всем хватает одной реплики, чтобы объяснить себя.

Более подробно — о Вестнике (Михаил Гостев). Тут он выступает не как посланник, передающий записки из кабинета в кабинет, он — тень и помощник Креона, крепкой, но все-таки человеческой власти. И пусть его немногословность никого не смущает. Он — первый, кто узнает обо всем в этом царстве. Он молчалив, но всеобъемлющ. И он, на самом деле, всё прекрасно понимает.

В финале мы видим ту же самую мизансцену — персонажи сидят на своих местах так, будто бы ничего не произошло. Но еще гремит голос Антигоны, требующий правды и свободы. Гостиная прибрана няней, Исмена все так же прекрасна, Креон — величественен, Антигона и Гемон живы. Вся их трагедия уложилась в короткую сводку новостей, показанную по ТВ. Вечный круговорот жизни расставил все по своим местам. Но это значит одно — бунтарка, сидящая в кресле отстраненно ото всех, рано или поздно устроит новый беспорядок. Возможно, в следующий раз к ней на помощь придут и Фивы.