BernsteinHD
Три балета Royal Opera House к столетию Леонарда Бернстайна
текст: Арина Ильина

спектакль
  • /
  • /
1
Театр вышел за пределы одного зрительного зала: смотреть шедевры мирового театра из других городов и стран стало возможно в кинотеатрах благодаря таким проектам, как TheaterHD и OperaHD. TheatherHD предлагает шедевры из лучших театров мира (Большой театр, Метрополитан Опера, Глобус) и проводит кинопоказы спектаклей-номинантов на премию «Золотая маска» в 35 городах России, а также в Украине и Казахстане. Проект OperaHD более узкий, но только на первый взгляд. Он включает в себя трансляции опер и балетов из двух конкретных театров – лондонского Ковент-Гардена (Royal Opera House) и Парижской Национальной Оперы, но при этом охват аудитории впечатляет масштабами: показы проходят по всему миру в 1500 кинотеатрах в 35 странах. Так, 27 марта в прямом эфире из Лондона состоялся кинопоказ трех балетов в честь столетия со дня рождения американского композитора Леонарда Бернстайна. Трансляции работ в записи начнутся в кинотеатрах с 5 мая, точное расписание можно посмотреть на сайте operahd.ru.


Бернстайн – знаменитый музыкант, композитор, музыкальный писатель, лектор, сам о своей музыке говорил так: «Если симфоническое произведение можно обвинить в театральности, то признаю себя виновным. Я сильно подозреваю, что вся моя музыка, в какой бы форме она ни была написана, по-своему театральна». Балетному сообществу Бернстайн известен как автор знаменитого мюзикла 1957 года «Вестсайдская история», хореографию к которому поставил Джером Роббинс. Два балета, четыре бродвейских мюзикла, несколько опер и огромное количество концертов и симфоний – наследие американского композитора поистине богато. Штатные хореографы Королевской Оперы, Уэйн МакГрегор и Лиам Скарлетт, а также приглашенный Кристофер Уилдон отобрали три небалетных произведения Бернстайна («Чичестерские псалмы» 1965, «Век тревоги» 1949 и «Серенада после симпозиума Платона» 1954 года) специально в честь празднования 100-летнего юбилея композитора. Так, программа OperaHD дает прекрасную возможность совместить приятное с полезным – познакомиться с музыкой одного из величайших композиторов XX века, а также с балетами ведущих западных хореографов.

Программа интересна еще тем, что сегодня ни одну работу вышеупомянутых хореографов нельзя увидеть на русских сценах. Уэйн МакГрегор в России известен, в ведущих театрах двух столиц в свое время с большим успехом шли его работы «Инфра» (в Мариинке) и «Хрома» (в Большом). Сейчас ни тот, ни другой, к сожалению, уже не показывают. Единственное недавнее появление МакГрегора в России – отрывок из балета F.A.R. в рамках фестиваля Context осенью 2017-го года. Кристефер Уилдон приезжал ставить балет «Misericordes» в Большой театр в уже далеком 2007-м, сегодня же OperaHD предлагает посмотреть его триумфальные балетные блокбастеры «Алиса в стране чудес» и «Зимняя сказка» на больших экранах. Лиам Скарлетт в России не работал никогда, а его работы видели только западные сцены, а зря: балет «Век тревоги» на музыку Бернстайна наглядно показал, что Скарлетт талантлив не только как хореограф, но в первую очередь как тонкий психолог и драматический постановщик.

Перед каждым балетом было показано короткое видео из репетиционного зала, где хореографы рассказывали об истории создания своих работ. Например, МакГрегор признался, что всегда хотел поставить балет на хоральную музыку, и проект в честь 100-летия Бернстайна предоставил ему такую возможность. Так в репертуаре появился балет «Юген» на «Чичестерские псалмы», которые хор исполняет на иврите. Как объяснил хореограф, в переводе с японского юген – это глубокая таинственность и утонченность, один из основных принципов японской эстетики. Именно эта идея легла в основу бессюжетного балета Макгрегора, который, к слову, считает, что абстрактных балетов не существует, потому что вкладывать смысл в увиденное – это особенность человеческого мозга, который постоянно ищет объяснения и аллюзии.

Декорации к балету создал один из самых почитаемых английских художников-керамистов Эдмунд де Вааль, также известный многим как автор книги «Заяц с янтарными глазами». «Руки скульптора работают с глиной, как руки хореографа – с телами танцовщиков», признался де Вааль, чьи работы обычно нельзя увидеть в театре. Он построил на сцене четыре залитых светом высоких бокса, напоминающих большие витражные окна кафедральных соборов, в которых появляются одиннадцать танцовщиков в красных и терракотовых топах и широких брюках. МакГрегор мастерски совместил медитативные адажио и дуэты (не только гетеросексуальные, но и сугубо мужские) с суетливыми массовыми сценами, дополнив душевные метания безымянных героев непременными высокими поддержками (например, прима Сара Лэмб парит в воздухе, как макмиллановская Манон в руках своих почитателей). Чистый голос мальчика из хора, исполняющего молитвы на музыку Бернстайна, окончательно перенес физиологическую геометрию хореографии МакГрегора в атмосферу священного места.

Второй балет, «Век тревоги», был создан Лиамом Скарлеттом в 2014 году по сюжету поэмы Уистена Одена, которая еще в 1949 году глубоко потрясла Бернстайна. История о том, как случайная встреча в баре четырех одиноких людей – девушки (Сара Лэмб), моряка (Александр Кэмпбелл), бизнесмена (Беннет Гартсайд) и летчика (Тристан Дайер) – помогает им на мгновение обрести душевный покой и забыть свою неуверенность после Второй Мировой войны, актуальна и в наши дни. Экзистенциальный кризис, крушение иллюзий и депрессия свели вместе тех, кому оказывается проще раскрыться в компании незнакомцев, принять себя и увидеть блеск надежды на нормальную жизнь. 40-минутный балет смотрится на одном дыхании и напоминает старые кинофильмы с выразительной игрой актеров и во многом благодаря сценографу Джону МакФарлейну. Он воссоздал послевоенный бар с постерами а-ля «американская Родина-мать зовет», пин-ап и отвлекающей от проблем рекламы, а в финале показал Манхэттенский рассвет, заливающий свободой сцену Королевской Оперы. На артистов интересно смотреть, даже когда они не танцуют, а просто кидают друг на друга многозначительные взгляды, дающие полное понимание их душевных тревог, а эмоциональный накал истории в целом делает два мужских поцелуя нежнее и пронзительнее поцелуя мужчины и женщины. Лиам Скарлетт, следуя музыке Бернстайна, стилизовал балет под Бродвейское шоу с танцами на барной стойке, и лишь последняя сцена на фоне солнечного Нью-Йорка являет пример неоклассического балетного соло.

Последняя работа вечера, «Игры кориобантов» Кристофера Уилдона, отсылает к баланчинским «Серенаде» и «Аполлону Мусагету»: атлетичные девушки в прозрачных шопенках и юноши с голыми торсами изображают греческих богов и нимф, танцующих во имя любви. Уилдон положил в основу балета образы первых Олимпийских игр с явной доминирующей мужской силой и красотой выточенных тел. Даже женские партии здесь больше наполнены жесткой маскулинностью, нежели томной девичьей негой. Четкие скульптурные позы, зафиксированные гелем гладкие прически и прозрачные ткани с черным кантом, оставляющие в воздухе будто карандашные следы, отсылают также к статуэткам и живописи эпохи ар-нуво. Бернстайн, вдохновившийся трудами Платона о разных ипостасях любви, манифестирует здесь торжество Прекрасной силы, и Уилдон подхватил это настроение. И не зря именно этот балет стоит в программе вечера последним: после духовных практик МакГрегора и душевных переживаний Скарлетта строй гордых, сильных и красивых валькирий и аполлонов Уилдона заряжает триумфальными настроениями и пробуждает вкус жизни.

То, что нужно, когда выходишь из кинотеатра и вдыхаешь воздух большого города.