Больше, чем театр
« Бергман – больше, чем кино» / Новая сцена Александринского театра
текст: Ксения Зубарская

выставка
  • /
  • /
1
В Петербурге открылась выставка редких фотографий, видеоинсталляций и предметов гардероба, посвящённых влиянию Ингмара Бергмана на моду, музыку и театр. Посетители смогут оценить актуальный шведский взгляд на режиссёра, чьё имя стало синонимом Швеции для всего остального мира.

Экспозиция разместилась в просторном фойе Новой сцены Александринского театра, гармонично вписавшись в минималистичный интерьер зала. Куратор Луиз Валленберг, доцент Стокгольмского университета, историк кино и исследователь моды, на открытии выставки рассказала, что выбор площадки для мировой премьеры события не был случайным. Бергман поставил более 70-ти театральных спектаклей. Он называл театр верной женой, кино – требовательной любовницей. На первом выставочном стенде большой текст посвящён работе Бергмана в театре, где он начал карьеру, став самым молодым директором в истории шведского театра.

В кино Бергман работал с легендарным театральным художником по костюмам Маго. Именно он был автором безупречного стиля «Персоны». На выставке представлены афиша к фильму, та самая, от которой мороз по коже, с маской-гримасой из лиц главных героинь, а также снимки из глянца – оммаж «Персоне». Основные стенды посвящены стилю фильмов «Седьмая печать», «Персона», «Сцены из супружеской жизни» и «Фанни и Александр». Выбор картин продиктован желанием охватить несколько десятилетий творчества Бергмана.

На выставке можно совершить видеопутешествие по дому Бергмана, где он провёл в уединении последние годы жизни. Музыку к интерактивной экскурсии написал шведский мультиинструменталист Kleerup (известный по работе с Робин и Люкке Ли).

Особенность выставки – работа с повседневными предметами гардероба как с явлениями искусства. Как будто в концепт-сторе, на показ выставлены одежда и аксессуары. Солнцезащитные очки «Биби», как у героини Биби Андерссон в «Персоне», работа шведского бренда Sun Buddies. Полосатая сорочка, похожая на ту, что носила героиня Лив Ульман в фильме «Сцены из супружеской жизни», из коллекции финского бренда Marimekko. Клетчатая фланелевая рубашка из грубого хлопка и специально состаренный, с дыркой, кардиган, наподобие тех, что носил, не снимая, Бергман в старости. К экспонатам прилагается короткий фильм, видео-интервью об отношении режиссёра к моде, сделанное незадолго до его смерти. Бергман всю жизнь предпочитал комфорт в одежде и выбирал кэжуал, игнорируя светский дресс-код. В фильме одна монтажная склейка отделяет молодого Бергмана на съёмках «Персоны» от переставшего работать мастера на склоне лет. У двух сюжетов из разных эпох одна композиция. Режиссёр сидит на каменных глыбах Форё, напоминающих дольмены, а за спиной у него бескрайнее море. На старом Бергмане – поношенная чёрная куртка, зелёная трикотажная шапочка с отворотом открывает лоб. Сегодня Бергмана наделили статусом иконы стиля, небрежного, скупого на цвета, скандинавского.

Выбирая простую и функциональную одежду, Бергман поневоле стал трендсеттером эпохи нормкора. Вряд ли создатель «Седьмой печати» мог предположить, что его ангел Смерти станет героем популярного в Швеции комикс-журнала Galago. У него, словно у героя стрит-стайл блога, берут интервью:

- Кто ты?

- Я Ангел смерти.

- Что на тебе надето?

- Плащ от Beyond Retro, а эти перчатки я купил в Лондоне. Капюшон из секонд-хенда.

- Опиши свой стиль в двух словах.

- Эклектика. Много чёрного, но это по настроению.