За год до смерти Мигель де Сервантес издал сборник своих сочинений, обложку которого украшала надпись «Восемь комедий и восемь интермедий, никогда еще не представленных на сцене». Этот факт можно считать уникальным для того времени: в XVI–XVII веках актеры буквально пересказывали зрителям сюжеты пьес. Напечатанный текст — новация. Сервантес одним из первых открывает совершенно иную грань современной ему драматургии: та же комедия, но в ней философия и в ней — литература.
Так и не сумев воочию увидеть реализацию своих замыслов, драматург завещает эту миссию будущим поколениям, которые, конечно, исполнят и оценят, но уже несколько иначе.
Сезон 2018/2019 года в «Театре Наций» открыли спектаклем режиссера театра «Грань» (г. Новокуйбышевск) Дениса Бокурадзе на малой сцене — «Театром чудес», поставленным по трем интермедиям Мигеля де Сервантеса. Со слов самого Бокурадзе «Театр чудес» является продолжением триптиха о любви, который в 2017 году был успешно начат другим спектаклем театра «Грани» — «Кораблем дураков».
Продолжая традиции театра эпохи Возрождения, Бокурадзе рассказывает истории о жизни простых людей в непростых обстоятельствах. «Корабль дураков» открывал трилогию рассказом о любви плотской — на этот раз предметом внимания режиссера стало высокое чувство, любовь духовная, платоническая. Как и первая часть, спектакль состоит из нескольких сюжетов, которые позволяют зрителю увидеть ее — любовь — во всех ипостасях. Уводя личные истории героев на периферию, режиссер делает центром своей постановки абстрактный образ самого чувства. Любовь есть в каждом эпизоде, жесте, слове и, кажется, даже в мягкости взгляда городского судьи, который готовится приступить к своим обязанностям, исполняя на авансцене пантомиму с элементами акробатики.
В конце XVI — начале XVII века интермедия возникла как отдельный жанр: небольшая пьеса исполнялась между актами драматического представления, чтобы действие не переставало быть динамичным. Зритель смотрел спектакль, стоя под палящим солнцем. Любая ошибка, способная повлечь за собой потерю его внимания была для актеров и драматурга непростительна. Ритм театрализованного действа должен был быть максимально высок. Происходил обмен энергией между зрителем и актерами на сцене — механизм спектакля продолжал работать. Отчасти из-за этого интермедии всегда коротки, остры и насыщены быстро развивающимися событиями.