Черным-черно
Церемония вручения премии «Прорыв» / Новая сцена Александринского театра
текст: Харитонова

спектакль
  • /
  • /
1
12 марта на Новой сцене Александринского театра состоялось вручение премии «Прорыв». Девятый раз жюри отметило наградами молодых театральных деятелей. С результатами можно ознакомиться на официальном сайте премии (http://www.premiyaproryv.ru/sezon-2016-2017). Режиссёр церемонии вручения Семён Серзин превратил пространство театра в клуб, а между объявлениями лауреатов выводил на сцену репера Хаски, исполнившего за вечер, кажется, все свои хиты. Несмотря на то, что Хаски назвал мероприятие «самой странной движухой», на которой ему пришлось выступать, пришедшие активно танцевали, подпевали реперу, слэмились и не забывали вести прямые трансляции в социальных сетях.

Почему Хаски так органично вписался в театральное сообщество, в чём его феномен, кто его целевые слушатели и пойдут ли те, кто был на этом импровизированном концерте на Новой сцене на полноценное выступление рэпера?

Говорить о Хаски начали в 2016 году после выхода клипа на трек «Черным-черно». Минималистичное видео, в котором исполнитель просто двигается в характерном для него танце, ничем не перегружено, что позволяет смотрящему концентрироваться на тексте. Текст, так полюбившийся всем поклонникам рэпера, тёмный и депрессивный. Хаски конструирует чёрный страшный мир, в котором по улицам ездят «трамваи-поводыри», «из неба сыпется перхоть», умываться нужно дымом, а близкого человека ласково называть «жженый сахарок». Одиночество, отчаяние и смерть, как физическая, так и социальная, - главные темы творчества рэпера. Рядом с ними у Хаски всё время располагается любовь.

Второй резонансный клип – «Пуля-дура». Более агрессивный, как по визуальному ряду, так и по тексту-основе. Тексту об одиночестве простого человека в большом городе, где правит красота и богатство. Клип снова танцевальный: Хаски опять флексит под свою музыку, а на заднем фоне – молодые люди в спортивных костюмах обворовывают богатый дом.

До этих двух клипов – переезд из Улан-Удэ, учёба на журфаке МГУ, митинги, участие в протестных акциях и два альбома с треками о всё тех же социальном неравенстве, одиночестве, смерти.

После – один из самых успешных альбомов 2017 года «Любимые песни (воображаемых) людей», sold out - концерты, роль в спектакле Кирилла Серебренникова (в тех самых «Маленьких трагедиях», что вышли на сцене Гоголь-центра уже после ареста режиссёра, рэпер исполняет роль Пушкина).

Творчество Хаски строится на сопоставлении противоположностей. Аскетичные видео он наполняет демоническими танцами, образ маленького человека в спортивном костюме контрастирует текстами, наполненными аллюзиями на историю культуры и её современный контекст. Произведения Прилепина, Мамлеева, Лимонов - главные источники вдохновения рэпера. После самой жизни, конечно.

Поле русского рэпа очень легко поддаётся сегментации. Одна часть - достаточно медийная группа исполнителей, пропагандирующая жизнь в роскоши, дорогие вечеринки и, частенько, политику правящего президента (Тимати, Мот и все остальные представители лейбла Black Star). Во второй части главенствует текст, тут обитают люди, чьё творчество принято называть современной ёпоэзией и на чьи концерты заглядывают и завсегдатаи театров, филармоний и музеев (заслужившие совместным батлом эфир на канале «Культура» Оксимирон и Гнойный). Между ними – всевозможные маргиналы, отрицающие обе стороны или тяготеющие к ним обеим (Скриптонит, Face, Pharaoh, ЛСП, Овсянкин, Он Юн и другие). Хаски в этой системе проходит через все параллели и меридианы, обволакивает собой всё и вся. Его произведения – современная энциклопедия русской жизни, из которой полюса узнают о жизни низов, а низы черпают вдохновение.

Но вернёмся к началу нашего разговора: выступлению Хаски на церемонии вручения премии «Прорыв». С одной стороны, исполнитель, как все номинанты, молод и совершил прорыв. С другой стороны, хоть как-то привязать его к «петербургской» премии – невозможно. Если говорить о том, что в современной культуре прослеживается тенденция к избавлению от географических ярлыков, то имеет ли смысл существование локальной премии? Ведь все лауреаты творят не только на территории города на Неве. А если видеть смысл в премии, то можно задаться вопросом, почему не был приглашён петербургский исполнитель? Благо город не испытывает нехватку в музыкальных группах. В этом проявляется противоречие концепции премии и задумке режиссёра её награждения. Может, Хаски здесь для того, чтобы поставить вопрос целесообразности всего происходящего? Верится с трудом. Скорее всего, это просто погоня за трендами и хайпом, что для режиссёров просто непростительно. Чувствовать нужно не только нерв времени, но и нерв места.