Дивный новый миф
«Скеллиг» / Канский драматический театр
текст: Анна Казарина

Малая форма
  • /
  • /
1
На «Детском Weekend'е» фестиваля «Золотая маска» показали спектакль «Скеллиг», поставленный Максимом Соколовым в Канском драматическом театре. Рассказываем, почему постановка об ангеле-бомже, созданная в небольшомгороде Красноярского края, стала хитом среди московских подростков.

Из центра зрительного зала встают два парня в обычной одежде: первый полностью в белом гриме, а все видимые участки тела второго закрашены зеленым цветом. Это Майкл (Евгений Музыка) и его друг Рыжий (Александр Борисков) – типичные школьники, которые не расстаются с наушниками ифутбольным мячом. Майкл под электронный бит поднимается на сцену, и оттуда высматривает кого-то в зале, блуждая по лицам лучом фонарика. Но находка ждет его рядом, под завалами надутых мусорных пакетов: в большой тележке из супермаркета прячется странный человек, выкрашенный в черный – голодный, плохо пахнущий и больной. Это и есть Скеллиг: то ли бродяга, то ли призрак, как выяснится после – с крыльями за спиной.

Роман британского писателя Дэвида Алмонда «Скеллиг» отлично известен в Европе, в экранизации 2009 года сыграл Тим Рот, а пьеса активно ставится в театрах. В России книга появилась благодаря переводу Ольги Варшавер, она же в дуэте с Татьяной Тульчинской создала инсценировку, впервые в стране поставленную на сцене Канска. Автор спектакля, молодой петербургский режиссер Максим Соколов, пьесу не только расширил, добавив понравившиеся куски из книги, но и вывел историю за пределы сцены – действие здесь включает весь зрительный зал.

Спектакль начинается с видео на стене зала: оптические иллюзии сменяют одна другую под трогательную «Somewhere over the rainbow» – песню о мечте из «Волшебника страны Оз» 1939 года. Позже покажут и кадры из этой картины, но под совсем другую музыку – надрывный голос Pink в «Family portrait» заглушит подчеркнуто безэмоциональный перевод: «Мы можем быть семьёй? Я обещаю, что стану лучше. Папочка, пожалуйста, не уходи». Музыка в спектакле не просто выстраивает свою драматургию, но становится полноценным персонажем: перед началом в зале звучит «Another brick in the wall» Pink Floyd, по ходу действия включаются хиты Lana del Rey, Rag'N'Bone Man и других кумиров нового времени. Режиссер в интервью признавался, что подбирать песни ему помогали школьники Канска, присылая аудиозаписи в ВК, и некоторые треки он сам слышал впервые.

Питерский художник Анастасия Юдина поместила героев в пространство подземной парковки, выстроив по бокам сцены бетонные серо-желтые колонны. В этом потерянном для времени пограничном мире появится огромная надувная статуя Христа-Искупителя и настоящий автомобиль – из глубины сцены выедет черный кабриолет, как из гангстерских фильмов.

Во всех героях спектакля: учителях, друзьях, родителях, также выкрашенных в черный и белый, узнаются персонажи из поп-культуры. Новая подруга Майкла, Мина (Анастасия Сафронова), хрупкая девочка с темным каре, похожа на героиню фильма «Леон», тогда как утонченные манеры, длинные черные платья и волосы ее матери (Юлия Казак) наводят на мысли о Мартише из «Семейки Адамс». Подобных отсылок здесь множество, и распознать их сможет даже самый невнимательный зритель. Это насыщенное визуальными намеками пространство приятно расшифровывать, и в этом узнавании для смотрящего кроется особая прелесть. Как приятно порой угадать цитату Чехова или Джойса, так же и здесь, уловив отсылку к «Городу грехов» или «Убить Билла», чувствуешь удовлетворение, – ведь они давно стали частью культуры.

На фоне масскульта развиваются взаимоотношения героев со школой и друг с другом, ведь инсценировка, а за ней и спектакль, перерастают семейную историю, заявленную в книге. Школьные сцены, в одной из которых на стену зала проецируется настоящее пульсирующее сердце, сплетаются с историей зарождения первой любви. И здесь, как в кино, не обойтись без поединка, в котором кровь разлетается по сцене брызгами красных блесток.

«Скеллиг» – попытка режиссера создать для подростков актуальный, современный миф. Соколов складывает его из мозаики образов нынешней поп-культуры, собирая в пространстве спектакля множество аллюзий. Новая легенда возникает на фундаменте прошлого, вырастая из того же олдскульного «Волшебника страны Оз». И нет ничего странного в том, что новый миф создаётся на основе иностранных песен и фильмов – современные подростки, вне зависимости от места проживания, игнорируют условности языка, национальности, цвета кожи, для них, родившихся в цифровую эпоху, не существует никаких границ.

И странный персонаж, то ли бомж, то ли ангел, здесь становится далеко не главным, но лишь еще одним событием из жизни взрослеющего человека. Режиссер не отвечает зрителям на вопрос, что же это за существо – Скеллиг. Это не важно и самому Майклу, он просто принимает его, без ярлыков и объяснений, и пытается помочь – нипочему. В этой свободе и бескорыстности и спрятан секрет новой легенды – хорошие поступки нужно совершать не за волшебные дары в будущем, а просто так.