Дыхание движения
«Вариации статики» / ТеатрPlastichesky
текст: Арина Ильина
современный танец
  • /
  • /
Каковы возможности вашего тела? Можете ли вы сделать медленный круг ногой в воздухе? Давно ли вы катались по полу? Сколько вы можете держать баланс на одной ноге? А стоять на руках? Если вы давно (или никогда) не задавались этими вопросами, то после спектакля «Вариации статики» очень хочется всё это скорее попробовать самому.



ТеатрPlastichesky – проект Евгения Венина, московского хореографа и тренера пластического движения. Когда он сам говорит о себе, то, кажется, намеренно избегает слова «танец», а звание хореографа ставит на второе место после тренера и дает этому логическое объяснение: «… из неуверенных робких шагов рождаются прекрасные, мощные и нежные движения. А потом появляется танец».

«Вариации статики» - это второй проект режиссера Лары Гарри и хореографа Евгения Венина для ТеатрPlastichesky. Про первый, «Почему цветы красивые?», созданный при поддержке Чешского культурного центра в Москве, TimeOut (Чехия) писал: «Театр магической реальности, где впечатления переходят в сновидения, сновидения пробуждают воспоминания, где время не имеет точки отсчета». О «Вариациях статики» можно было бы сказать то же самое, равно как и о многих других современных бессюжетных постановках, где из атрибутов – лишь тела танцовщиков на пустой черной сцене. Однако такая общность идей показывает, как много еще предстоит сделать, чтобы лучше исследовать возможности человеческого тела, которые даны всем от природы, но не используются по максимуму. И пока современная хореография делает фокус на передаче смыслов, камерный ТеатрPlastichesky «танцует» от пластики, а история начинается не со строчки в либретто, а с глубокого дыхания, которое рождает движение.

Четыре танцовщика в черных брюках и пиджаках на голое тело выполняют плавные и текучие асаны, бесшумно бегают в slow motion и носят друг друга на руках. У каждого есть небольшое соло, которое сначала озадачивает резкой экспрессивностью, но затем зачаровывает и в итоге выглядит грациозным и даже элегантным. Элегантность в современном танце – это зачастую оксюморон, потому что из-за физиологичности происходящего (босые и не выворотные по-балетному ноги, конвульсивные подергивания, перекатывание мокрых тел друг по другу) эстетика может отойти на второй план. Но не в «Вариациях статики». Здесь естественное движение – это центральная ось, на которую накручиваются истории, и это движение – прекрасно, потому что настояще. Даже акробатические элементы в спектакле исполнены с таким спокойствием, будто нет ничего повседневнее тривиальной стойки на предплечьях и заурядной поддержки другого человека вверх ногами.

Конечно, непривыкший к чистому движению разум ищет, за какую сюжетную линию зацепиться, чтобы как-то оправдать увиденное. Оправдать можно, причем всё теми же знакомыми сюжетами и приёмами, используемыми в большинстве современных постановок: тут и одиночество, и поиск себя, и конфликт сосуществования рядом с другим человеком, и безмятежная свобода в конце. Но поиски смыслов постоянно обрываются, потому что движение тел на сцене само по себе гипнотизирует и расслабляет. Человеческое тело здесь – это сосуд, прекрасная форма, наполненная жизнью, и это первое —и главное—, что видно в часовом спектакле, который будто был создан по заветам знаменитой Айседоры Дункан: лишь свободное движение может стать танцем и что-то сказать.