А теперь вопрос: как стать частью объективной реальности? Нет, это серьезный вопрос.
Посмотрим на карту России — так, как ее можно представить по актуальному информационному полю. Театры, кажется, есть в Петербурге и Москве, а в остальных городах возникают спорадически, иногда разгораются ярче иного столичного солнца — но тут же гаснут в небытии.
«Ни одно издание не захочет писать об Уфе каждую неделю», — пожимает плечами Андрей Королёв. В одном из черновиков возникает недоумение: актуальный спектакль в «условном провинциальном театре» — разве так бывает? При обсуждении другого — неизбежная жалоба: если живешь в Новосибирске и не считаешь этичным писать
про НОВАТ, так придется вовсе об опере не писать!
Пунсоны наносятся на карты руками картографов. Ландшафт меняют градостроители и мостостроители. Лаборанты — сессия за сессией — говорят о региональных проектах, и не только в связи с фестивалем «Золотая маска». «Все на свете делается людьми», — повторяет Татьяна Белова. Это — объективная реальность.
«Если в начале москвичи могут с интересом прислушиваться к южному наречию и смеяться над мечтами о строительстве метро, то ближе к концу спектакля "100% Воронеж" связь между Москвой и Воронежем (а может, и всеми российскими городами) становится очевидной», — не позволяет забыться Мария Муханова
. И вот уже барокко звучит в Уфе: «Уфа старается придерживаться проверенного, безопасного репертуара, а барочная музыка по сей день остается малопонятной диковиной и для артистов, и для зрителей. Поэтому... постановка
"Геракла" Генделя — поистине геркулесов подвиг, — обрисовывает ситуацию Екатерина Романова и продолжает. — Спектакль вызвал неоднозначную... реакцию у зрителей и критиков. Было и недовольное ворчание в зале, и жалобы в министерство культуры... Но... шаг за шагом непривычная музыка начинает открываться уфимскому зрителю и слушателю, вселяя надежду на то, что все-таки есть барокко в своем отечестве».
Удаленность же Екатеринбурга от столиц — вовсе не тема для обсуждения. Елена Филина рассказывает о
«Пахите» Урал Балета как о естественной части реальности: «Несмотря на сохраненное либретто и структуру, новый спектакль Вячеслава Самодурова, завершившего эту постановку после смерти Сергея Вихарева — принципиально новая трактовка первоначальной версии. Любовная история цыганки Пахиты и графа Люсьена подвержена не только сюжетным испытаниям, но и проносится сквозь эпохи. Урал Балет сумел осуществить невозможное, показав три версии "Пахиты" в разных стилях».
Столичная природа спектакля — не требующая аргументации и не вызывающая вопросов объективность, как несомненна для автора и его вневременная, а оттого несвященная природа: «Композитор Юрий Красавин... актуализировал оригинальную партитуру... Примитивную фактуру, без подтекстов и скрытых отсылок, композитор обогащает и перерабатывает, делая из нее современную динамичную ткань».