Ceci n'est pas une pipe
Текст: Ая Макарова
  • /
1
Предпоследняя сессия Лаборатории: у нас есть СМИ! Или нет. По крайней мере мы придумали целых два. Или три. Или дюжину.

Но давайте для начала посмотрим на два? Если хорошенько их представить, может, они прямо сразу начнут существовать. Хотя бы как легенда, которой потом заинтересуется архивист.
Цифровой зин "Мы создаем события"
Редакция (в алфавитном порядке): Мария Андрющенко, Евгений Зайцев (видеоблог), Мария Иванова, Юлия Кабаева, Никита Лебедев (переводчик), Мария Муханова, Рая Потапкина (подкасты), Екатерина Романова. Главный реактор коллегиальный (первый выпуск никогда не выйдет, признается сам редактор).

Платформа для 99% населения страны — то есть для всех, кто пока не ходит в театр. Цель проекта — минимизация целевой аудитории, точнее, ее переход в новое качество. А если серьезно, то цель, конечно, в популяризации похода в театр.

Источник вдохновения: Синемаголики.

Тип контента: преимущественно развлекательный.

Типы контента: рубрика "Сомнительная афиша", видео, подкасты, фельетоны, серьезные статьи. Очень важно обсуждать — поэтому обязательно нужна возможность комментировать.

Организация контента: про одно и то же событие — блок разноформатных материалов, где каждый редактор отвечает за свою часть.

Как работает: мы создаем события! Событие — это коллективный поход на спектакль: то, что мы туда пошли, с кем и как мы это делаем.

Куда мы пошли, определяется нашим произволом — не обязательно премьера, не обязательно симпатичный нам театр (мы можем реабилитировать те театры, в которые не ходим). В поле зрения попадает абсолютно все, но отличается подход и, возможно, компаньон для посещения (Женя Зайцев грозится отвести в МХТ Ольгу Бузову).

Что кроме сайта? Встречи читателей — митапы для тех, кто хочет сходить с нами.

Раз в полгода выходит очень красивый артефакт маленьким тиражом — не обязательно журнал, это может быть плюшевый медведь или смирительная рубашка с надписями.

Финансирование: крауд-фандинг.
Оглавление первого выпуска:
Арина Овчинникова. Тест "Я другой такой оптимистической трагедии"

Как выбрать спектакль? Ответьте на 7 простых (или не очень) вопросов — и вы узнаете много важного (или даже нового) и о театре, и о себе.

Антонина Шевченко. Рецензия "Кто. Наше. Все"

Как и обещали: серьезный текст. Но короткий — справится любой. Читайте после теста Арины — если вам выпадет спектакль "Я. Другой. Такой. Страны".

Мария Муханова. Рецензия "Пожар, который мы не потушили"

И снова о спектакле "Я. Другой. Такой. Страны" — кажется, пожар вокруг него нешуточный.

Андрей Королев. Стихотворение "О любви"

Говорить о поэтическом эффективнее всего средствами поэтического — инструмент той же природы, что и материал, в который он вонзается.

Антонина Шевченко. Стихотворение "Птицы"

Нет, у нас не поэтический альманах, да и стихи совсем разные: одно для взрослых — другое для детей. Хотите отвести ребенка на балет, да еще и на бессюжетный, но боитесь? Не бойтесь: почитайте ему вслух.

Юлия Кабаева. Исследование гравюр "Не танцем единым"

"Мы все разные, и у каждого свой взгляд," — говорит Никита Лебедев. И верно: даже исследователю танца гравюры могут в спектакле оказаться любопытнее хореографии. Посмотрим?

Анна Сокольская. Лекция "Эрос и власть в русской опере"
(Фрагменты транскрипта: "Сады соблазна", "Чувство и долг")

Пока Рая Потапкина готовит подкаст и обещает как член редколлегии ориентироваться на Курсеру и Арзамас, наши лаборанты готовят лекции и транскрипты. И привлекают зрителей — не только в драму.

Вера Давтян и Елена Филина. Беседа "Нужно ли оглядываться в прошлое?"

Не авторитетный, деспотичный монолог, а открытый диалог двух компетентных — но не слишком — собеседников. Живые голоса живых людей! Обсуждают, кажется, все еще живую зонг-оперу 40-летней давности.

Евгений Зайцев при участии Олега Циплакова. Видеоблог "МЯУ" (Можно, я уйду?)

Интервью, комментарии, мнения. Обычные и необычные зрители, одиозные и обожаемые критики говорят об увиденном спектакле.
...а еще мы готовы предоставить площадку коллегам, пока они раскручивают свой проект:
Реалити-шоу "Театр на выезд"
Редакция (в алфавитном порядке): Анастасия Баркова, Вера Давтян, Женя Нагапетян, Арина Овчинникова, Елена Филина, Антонина Шевченко.

Реалити-шоу в любом количестве сезонов. Ежедневные выпуски.

Путешествие на поезде от Мурманска до Владивостока со всеми остановками.

Контент определяется маршрутом поезда.

Целевая аудитория — 100% соцсетей.

Редакция состоит из контент-менеджеров разных социальных сетей, но разумно будет взять на борт и юриста — мало ли что расскажет зритель-попутчик. Это возможность и посмотреть Россию, и сходить в театр.

Для разных соцсетей предусмотрены разные форматы:

  • Реалити-шоу означает лайвстрим.
  • В Instagram можно публиковать Stories о том, где поесть и с кем поговорить, делать трансляции в IGTV.
  • Для Вконтакта мы будем писать смешные посты с картиночками и делать мемы, потому что там веселая аудитория.
  • В Facebook — продуманный текст с фотографиями.
Редакция выходит и отправляется на постой к местным критикам. На кухне ведутся профессиональные разговоры, а в поезде мы едем со зрителями, которых везем на спектакль в следующий город (каждый раз берем одного), и в вагоне-ресторане обсуждаем с ними то, что случилось на прошедшем спектакле.

Зритель нужен для пересказа сплетен, циркулирующих в каждом городе: кто пьет, кто с кем спит, кто выжил из ума. Это не желтое СМИ, потому что мы не скрываем источников и не говорим о знаменитостях.

Спонсоры: коньяк "Арарат" и РЖД.

Слоган: Мы едем к вам!
Однако и для этого проекта можно использовать работы лаборантов. Вот например:

Андрей Королев. Свидетели и эго

Как жила РФ до начала нашего реалити-шоу? Немного о Приволжье мы уже знаем, настало время поговорить и о Башкирии.

Анастасия Баркова. Галопом по статистике

...и о Воронеже — не только языком критики, но и языком театра.

Анастасия Баркова. Визуальный конспект "Я. Другой. Такой. Страны"

Коротко, ясно, наглядно. Позволяет решить, хотите ли вы ехать в Красноярск на нашем поезде — а если не выйдет, отправляться ли за свои. На принятие решения понадобится минуты три.

Юлия Кабаева. Две нерецензии на один спектакль

Сценарий для видеоролика? Повод для поста в Stories? Вирусные посты?

Мария Иванова. Что-то более важное

А вот это, кажется, тот самый серьезный пост на Facebook — и с отличными фотографиями.

Евгений Зайцев. Генеральный прогон

Коллега из соседнего СМИ, кажется, готов присесть за столик в вагоне-ресторане.

Тата Боева. Полемическая реплика "То, да не то"

Реплика длинная — но предмет стоит целого эфира в IGTV, а зайти в Большой театр у пассажиров нашего поезда другого шанса, наверное, не будет.

Антонина Шевченко. Кроссворд "Золотая маска — 2019"

Лучшее занятие в дороге — и заодно возможность вспомнить о самом большом театральном реалити-шоу страны до старта "Театра на выезд".

Два проекта — такие разные и такие похожие. Вот задание для вас: найдите десять отличий? А теперь посложнее: десять сходств найдите тоже.