Франц, Одиль, Артюр и Жан-Люк
«Банда аутсайдеров» / Драматический театр, Шарыпово
текст: Ксения Зубарская
малая форма
  • /
  • /
Спектакль по сценарию Годара привезли в Москву из Шарыпово в рамках показов «Маски Плюс». Зачем искусство кино понадобилось театру сибирской глубинки?


Фильм Жан-Люка Годара «Банда аутсайдеров» с первых кадров разгоняется до бешеной скорости: камера чередует крупные планы лиц милой Одиль, меланхоличного Франца и неряшливого Артюра, застывшего с ручкой в одной ноздре. Сомнений нет, что бы ни происходило, вот они, идеальные киногерои, за которыми хочется наблюдать, забыв обо всём на свете.

Автор спектакля, Галина Зальцман, режиссёр и актриса из Москвы, оказалась внимательным годаровским зрителем. Герои её «Банды аутсайдеров» – обаятельная троица, талантливо стилизованная под оригинал. На сцену был выведен ещё один персонаж, Автор, намёк на присутствие фигуры Годара. Его функция – комментировать действие. Автор задаёт поэпизодное строение спектакля, маркируя выстрелом из револьвера каждую следующую «картинку». Некоторые его реплики выводятся на задник, словно титры. «Тут всё очевидно. Чувства», – эти слова произносит автор и дублирует проектор, и история превращается в рассказ о «менаж а труа» в квартире с мягким диваном и приглушённым светом.

В фильмах «новой волны» сюжет с любовным треугольником – форма высказывания о свободе. В «Банде аутсайдеров» Годара или «Жюле и Джиме» Трюффо героев занимают не столько романтические отношения, сколько способы нарушения общественных норм. Франц знакомит Артюра с Одиль потому, что без неё им не совершить ограбление. Хотя, конечно, ещё и потому, что она хорошенькая, но это не главное. Фильм – портрет не только героев, но и города, Парижа начала 60-х. Знаменитая сцена пробежки по Лувру действует как «долой ваше искусство». В спектакле она воссоздаётся прозаичнее: трое не сходят с дивана, пока на экране-заднике идёт обратный отсчёт времени бега по Лувру.

60-е во Франции были смутным временем с известной развязкой – революцией 68-го года. Её творцы вдохновлялись героями годаровских фильмов. В диалоге Франса и Артюра в кино звучит фраза-манифест: «У нас свободная страна». В спектакле визуализируется метафора свободы – полёт кондора над горными вершинами. Проекция кадров с птицей под песню Simon&Garfunkel «El Condor Pasa» появляется дважды. В начале спектакля она считывается как контрапункт, но в финале становится логичным дополнением сюжета. Автор убил Артюра и рассказал о его предсмертном видении – сказочной птице, которая родилась без ног и не могла приземлиться. Одиль, не задумываясь, прибила Автора молотком. Так она освободила себя и Франса от контроля.

Современная «Банда аутсайдеров», сфокусировавшись на любовной истории, намекнула на важные смысловые акценты хулиганского и политически ангажированного фильма. Разговор о свободе может быть и на «эзоповом языке», важно, чтобы услышали.