В наше время, когда балом правит «клиповое мышление», режиссерская версия «Севильского цирюльника», которую поставил Дмитрий Белянушкин в НОВАТе, актуальна как никогда.
Быстро сменяющие друг друга мизансцены, бесконечное движение, а также масса приемов, привлекающих внимание публики якобы во время скучных музыкальных длиннот. В восторг зрителей приводит появление в финале первого акта Кинг-Конга. Все уже забыли о цирюльнике и всецело следят за тем, как Кинг-Конг выхватывает пистолет у Офицера и запугивает им главных персонажей. Но и этого мало: чтобы закрепить эффект, Кинг-Конг возвращается в финале второго акта и утешает в своих объятиях страдающего Бартоло. Вот такой happy end! Исходя из этого, возможно, следует переименовать оперу Джоаккино Россини в постановке НОВАТа в «Севильский Кинг-Конг».
Интересной находкой является смена места действия оперы. Теперь это не дом доктора Бартоло, это пансионат доктора Бартоло. Медсестры, пациенты и Фигаро в костюме коридорного из фильма «Отель "Гранд Будапешт"» постоянно суетятся и находятся в движении, тем самым не давая нам скучать.
Дмитрий Белянушкин делает оперу Россини очень кинематографичной, поэтому создается ощущение похода не в оперный театр, а скорее в кинотеатр. Подобная режиссерская интерпретация помогает решить оперному театру очень важную проблему: как привлечь молодую аудиторию в НОВАТ?
Музыка Россини при этом уходит на второй план, ведь нам постоянно нужно следить за быстро меняющимися кадрами. Оперы Россини сравнивают с брызгами шампанского, но то, что мы слышим в Новосибирском театре оперы и балета, я скорее сравню с газиками Карачинской [1] . Солисты настолько заняты мизансценами, что не успевают следить за дирижером, в итоге все ключевые вокальные ансамбли оперы распадались и звучали крайне плохо. Владимир Кучин поет канцону Графа чрезмерно стилистически свободно, в его исполнении этот номер звучит словно лирическая рок-баллада. Оркестр играет все абсолютно монотонно, без динамических и темповых контрастов, что убивает эту музыку.
На фоне всего этого стоит выделить молодых солистов НОВАТа – Дарью Шувалову (Розина) и Гурия Гурьева (Фигаро), которые показали качественную работу, как в актерском, так и в вокальном плане. Особенно хорошо был сделан дуэт этих двух персонажей из первого акта.
Как видим, динамичная и яркая постановка Дмитрия Белянушкина не поддается труппе театра, поэтому исполнение оперы выглядит очень тускло и невыразительно. Сама же режиссерская версия вполне может встать в один ряд с такими постановками как «Паяцы» и «Бал-маскарад», который признан экспертным советом «Золотой маски» одним из самых заметных в театральном сезоне 2016-2017 [2] .
[1] Минеральная вода местного разлива. - Прим.авт.
[2] "Бал-маскарад" вошел в лонг-лист "Золотой маски" 2017 года. Пресс-релиз на сайте театра сообщает об этом событии: "Экспертный совет Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска» после четырехлетнего перерыва отметил спектакль Новосибирской оперы – триллер оперу «Бал-маскарад»". - Прим. ред.