Что-то более важное
«Верить и знать – это и есть вся наша жизнь»

Текст: Мария Иванова

Фото: Ирина Полярная
  • /
  • /
1
В Театре Наций состоялась премьера спектакля Виктора Рыжакова «Иранская конференция» по пьесе Ивана Вырыпаева с одним из самых звездных актерских составов театральной Москвы. Евгений Миронов, Ингеборга Дапкунайте, Чулпан Хаматова, Ксения Раппопорт, Вениамин Смехов и не только. Кажется, такое космическое сочетание нужно, чтобы привлечь зрителей для разговора о чем-то действительно важном.
«Иранская конференция» уже звучала в Москве в виде читки самого Вырыпаева в Доме литераторов, Рыжакова в ЦИМе, Михаила Дурненкова и Инны Сухорецкой на Фестивале «Любимовка», а в декабре прошлого году в Москву была привезена польская постановка этой пьесы Вырыпаевым.

Пьеса выстроена из девяти монологов, а точнее докладов, звучащих на конференции, посвященной иранской проблеме. Деятели Дании собрались, чтобы поговорить о проблеме Запада и Востока, о нарушении прав в мусульманских странах, но говорят об отношении к Богу, знании, смысле жизни и своем личном опыте. Не сходятся во взглядах, спорят, и для каждого в этой истории обнаруживается своя новая правда. В финале звучит стихотворение иранской поэтессы Ширин Ширази, а на самом деле стихотворение Вырыпаева, посвященное Казимиру Лиске, «Это все».

Это великий текст. Вырыпаев со своим пониманием устройства жизненного космоса заговорил о межнациональных отношениях, цивилизациях, о мире. Если раньше драматург поднимал вопросы об отношении к жизни, любви, человеческих проблемах и переживаниях, то «Иранская конференция» это следующий шаг, это разговор о глобальных процессах, происходящих в мире, о понимании между цивилизациями.

Несмотря на то, что звучат направленные в зал монологи на философские темы, режиссер с актерами через манеру речи и пластику создают ярких персонажей, как будто вытаскивая их характер из построения фраз и эмоций, заложенных в тексте. Из-за этого не складывается ощущения присутствия на сцене человека с его взглядами и чувствами, он скрыт за идеально собранным образом. Такая манера насыщенного актерского существования характерна для большинства спектаклей Рыжакова по пьесам Вырыпаева. При этом Вырыпаев, который всегда ставил свои пьесы с позиции, что актер должен быть собой, что должен иметь место диалог между зрителем и человеком на сцене, в своей постановке «Иранской конференции» тоже отказался от простой трансляции монологов в пользу создания характерных героев.
В оформлении минимализм, все внимание на актеров и видеопроекции. На сцене стоит девять стульев в ряд и кафедра с микрофоном для докладчиков. Изначально никого нет. На огромный экран выводится видео, снимающееся в режиме реального времени из комнаты, в которой находятся участники конференции, и видео с ведущим конференции крупным планом. Постепенно все герои перемещаются на сцену. Каждый монолог сопровождается звуковыми и видеоэффектами, отражающими его динамику. В костюмах стильная сдержанность – все актеры в сером.

Рыжаков часто перед спектаклями говорит: «Театр – это не то, что на сцене. Это то, что происходит между вами, зрителями, и нами». И это правда. «Иранская конференция» – это разговор о мировых проблемах через вопросы самому себе.