Кот
наплакал
«Кошка на раскаленной крыше» / Театр «Янг Вик», Theatre HD
текст: Нелли Когут

Драма
  • /
  • /
1
В Лондоне прошла премьера «Кошка на раскаленной крыше» Теннесси Уильямса с Сиенной Миллер в главной роли. О красивых, богатых, но несчастных и завравшихся людях Вест-Энда – в театре «Янг Вик» и кинотеатрах России в проекте Theatre HD

Новая «Кошка на раскаленной крыше» стала последним проектом Дэвида Лана, одного из крупных игроков на британской театральной арене, на посту художественного руководителя театра «Янг Вик». Дэвид Лан, завершив свою трилогию постановок по ключевым пьесам Теннесси Уильмса (куда помимо этой входят «Трамвай желание» и «Стеклянный зверинец»), собственно, и покинул одну из самых престижных сценичных площадок Лондона и передал управление в руки Кваме Квей-Арма. «Вы мне оставляете что-то прекрасное. Такое прекрасное», - повторял, не скрывая радости, новоиспеченный худрук, который – что отмечают почти все британские таблоиды – стал только вторым чернокожим автором, чью пьесу поставили в Вест-Энде и четвертым не белым, кто возглавил значимый театр в Лондоне. В открывающей спектакль беседе два худрука – прошлый и нынешний – сказали много предсказуемых слов о таланте и самоотверженной работе Сиенны Миллер (Лан, дескать, как горячий поклонник, не пропустил ни одной из последних киноработ актрисы) и перешли к вопросу о том, что играет главную роль в выборе пьесы для постановки. «Я всегда ставлю то, что мне хочется. И вам советую», - как-то вызывающе дерзко в современных театральных реалиях прозвучала реплика Лана в московском зале.

Да, «Кошка на раскаленной крыше», с ее не только эмоциональной, но и физиологической откровенностью – чего стоят хотя бы продолжительные по хронометражу сцены «ню» в душе – на московской сцене могла бы быть представлена, не вызвав резонанс, наверное, только с купюрами.

Сиенна Миллер – актриса с внушительной фильмографией, редко работающая в театре, но даже в нескольких ролях сумевшая показать широкий актерский диапазон и универсальность– она исполнила главные роли в бродвейских постановках «Фрекен Жюли» по натуралистической драме Стриндберга и каноническом мюзикле «Кабаре». В «Кошке на раскаленной крыше» ее героиня Мэгги страдает от бесконечных упреков в бездетности, поступающих от многочисленных родственников и намеков на то, что без детей они с мужем вроде как и не семья вообще. Ее муж Брик, даром что, как сказали бы американцы, so hot (Джек О'Коннелл в прошлом профессиональный спортсмен — футбольный нападающий), уже слишком давно увлечен алкоголем и изживанием собственной гомосексуальности, чтобы увлечься женой. Сиенна Миллер с самого начала демонстрирует пример мастерской работы с телом: развязными, провокационными жестами и позами она лишает его достоинства, в придуманном ею пластическом рисунке роли - состояние угнетенной женщины, опустошенной, но вместе с тем настолько уверенной в себе, что ее не заботит, как ее воспринимают остальные. В какой-то момент она ползет к Брику на четвереньках, а ее спина изогнута, как у кошки на той самой раскаленной крыше. Она вспоминает свое студенческое прозвище – Мэгги-кошка. «Вот только в чем она - победа кошки на раскаленной крыше? Не знаю... Наверно, в том, чтобы держаться до последней возможности...» — в ситуации борьбы так или иначе оказывается каждый из героев пьесы.

Джек О'Коннелл обрел свою славу, сыграв главную роль в «Несломленном» Анджелины Джоли. Именно она разглядела качество – которое можно назвать визитной карточкой актера – ярко выраженную брутальность при большой эмоциональной подвижности и нервном надрыве. Его герой Брик до поры до времени пытается скрыть от жены истинную природу своей сексуальности – выясняется, что он испытывал не совсем дружеские чувства к своему старому другу Скипу.

Главные элементы в оформлении - это кровать и душ, которым часто пользуется герой, как будто для того, чтобы очистить себя от глубоко укоренившегося чувства вины. На краю сцены еще одно средство – бутылки виски, содержимое которых льется в стакан Брика на протяжении всего спектакля, и громадный пакет с кубиками льда. Постановщик Бенедикт Эндрюс убирает любые намеки на то, что действие происходит в просторном особняке на берегу Миссисипи («В викторианском стиле с примесью дальневосточной экзотики», - описывает спальню Брика Теннесси Уильямс). Вместо этого он обращается к образу клетки (пространство на сцене ограничено световыми линиями), чтобы представить дом золотой тюрьмой, в которой живут представители современного лондонского привилегированного общества.

Именно в такой обстановке большое семейство собирается отпраздновать день рождения Большого Папочки, а на самом деле как-то повлиять на его завещание – он болен раком и осталось ему недолго. Схватка за наследство (где победительницей выходит личная каждого и внутрисемейная разобщенность), в которую включается брат Брика Гупер (Брин Глисон) и его поражающая всех своей фертильностью (у них пять – скоро шесть детей) жена Мэй (Хэйли Сквайрс), не ограничивается словесной атакой и обогащается размазанным по полу тортом, летающим в стеклянные стаканы костылем и взрывающимся фейерверком.

Теннесси Уильямс для своей пьесы сочинил два финала, в одном из которых Большой Папочка стоически переносит весть о скорой смерти, Брик уступает Мэгги, и вся семья примиряется с исходным положением дел. И, хотя для постановки выбран более мрачный, тяжкий финал, когда, вместо родительского благословения на фоне раздаются крики Большого Папочки от пришедших болей, наступает тот самый «щелчок» - момент спокойствия, которого ждал, напиваясь, Брик. Нужно было лишь сказать всю правду.