Мираж
зрительного зала
спектакль / журнал "Сноб"
текст: Полина Дорожкова

эксперимент
  • /
  • /
1

В феврале журнал «Сноб» запустил собственный театральный проект. Всем желающим показали спектакль в память о самой эпатажной фигуре российской академической музыки, ныне покойном композиторе Олеге Каравайчуке. На сам спектакль зрителей не пускали – его можно было посмотреть только на Youtube.

У этого проекта есть небольшая предыстория – когда-то кинорежиссёр Андрей Савельев снимал про Каравайчука фильм. Всё, что осталось от этих съемок – это черновые видеокусочки и колонка в глянцевом журнале GQ. В 2018 году Савельев продолжил эту историю – и попытался оформить материал в театральный спектакль. 8 февраля в Малиновой гостиной Эрмитажа – около древнего фортепиано, на котором разрешалось играть только Олегу Каравайчуку – собрались не больше 12 человек с ведущим Андреем Савельевым. Организаторы предупреждали заранее, что в зал не пустят зрителей. А в анонсе можно было встретить строчку: «Каравайчук» – это спектакль без зрителей. Однако обстоятельства заставляют усомниться в этом – на Youtube черно-белую трансляцию спектакля одновременно смотрела почти тысяча человек.

Самым интересным в этом проекте оказались не концепция или состав стихийно собранной труппы, а технические детали. От трансляции не осталось никаких следов – ее позиционировали как уникальное, неповторимое событие. Если для зрителя традиционного театра уникальными был сам выход в театр и возможность вживую увидеть, то зритель «Каравайчука» столкнулся с уникальностью другой категории. Это однократный показ на Youtube – главном средстве современной технической воспроизводимости.

Бывает, что плохой и эстетически устаревший продукт приносит с собой какую-то новую, пока что маргинальную тенденцию – со временем она выбирается наверх и постепенно становится мейнстримом. С «Каравайчуком» может случиться именно это. В то время как трансляция живых спектаклей и публикация видеозаписей остается для многих российских театров проблемой, проект Савельева создает интересный прецедент. На этот спектакль нельзя купить билет – даже если очень хочется. Максимум, что могут предложить авторы проекта «Каравайчук» – это ссылка на трансляцию в Youtube. Можно ли назвать просмотр трансляции полноценным зрительским опытом? Что теряет зритель, когда перестает находиться в одном зале с актерами? В проекте Савельева зритель за ноутбуком видел чуть больше, чем гость Малиновой гостиной – спецэффекты, перекличку между крупными и общими планами, фотографии и видеофрагменты. Уникальность зрелища, которая долгое время строилась на живом переживании зрителя, деформировалась. Теперь главное – не упустить в миллиарде трансляций ту единственную, которая нигде не сохранится.

Такое техническое оформление и смещение зрительских координат – самое интересное в «Каравайчуке». Анализировать спектакль Савельева с точки зрения драматического действия – печальное, унылое занятие. «Каравайчук» оказался гибридом юбилейного театрального вечера и ток-шоу – к заезженной форме «капустника» организаторы не добавили почти ничего оригинального. Что им удалось – это удерживать в зрителя в состоянии непонимания, соберется ли спектакль во что-то целое или развалится по дороге. Савельев все-же сделал шаг в сторону от традиционной модели памятного вечера – в этой системе были свои непредсказуемые и заметные детали, которые вряд ли бы появились на похожем вечере в БДТ. Представьте, что в спектакле наравне с Чулпан Хаматовой появляется продавщица обувного магазина – и вспоминает, как зашнуровывала Каравайчуку кеды. Или слово переходит к водителю такси, который признается, что долго считал композитора бабушкой. Это вторжение неконтролируемых, не подчиненных сценарию персонажей немного оживило спектакль – но всё же не избавило от ощущения беспомощности и впечатления, что мы смотрим на съемки обыкновенного документального кино.