Очаровательный Маркс
"Молодой Маркс" / The Bridge theatre
текст: Нелли Когут
Большая форма
  • /
  • /
Почти все в «Молодом Марксе» режиссера Николаса Хитнера – правда. Маркс участвовал в дуэли. Маркс – беженец, живший в полупустой квартирке в лондонском Сохо. Его служанка родила от него ребенка. Иногда Маркс воровал и закладывал фамильное серебро. О том, что один из самых влиятельных политических мыслителей ХХ века – тоже человек поставил недавно открывшийся прямо под Тауэрским мостом The Bridge theatre. Московские зрители могут увидеть постановку на экранах кинотеатров благодаря проекту Theatre HD

В год столетия русской революции в Лондоне поставили спектакль об авторе «Капитала» и «Манифеста коммунистической партии», который вторую половину жизни прожил в британской столице. Вместо того, чтобы рассказывать байопик о великом человеке в традиционном формате success story (история успеха), то есть как историю о преодолении себя, внутреннем росте и о том, какая на самом деле цена у хоть сколько-нибудь значащих достижений, Хитнер показал эпизод из жизни обыкновенного человека – без менторского занудства и назидательного поднятого пальца. Рефлексия такого рода могла родиться только на расстоянии, у авторов, свободных от давления авторитета, просто размышляющих о том, из какого сора растут политические перемены. Ричард Бин и Клайв Коулмана, словно увлекшись фамилией Маркс, соединили имена Карла и Граучо и создали прекрасное ретро с драками, погонями, флиртом и трюками вроде метания тортов (Граучо Маркс – один из пяти братьев, специализировавшихся на съемках подобных комедий абсурда). Упомяните Карла Маркса, и большинство из нас думает о «Капитале», об Октябре 1917-го, массивном памятнике на Театральной площади в Москве, грозным взглядом окидывающем Большой театр, но никак не о комедии. Но пока мы разбираемся с запретом на показ кинокартины «Смерть Сталина», англичане связывают марксизм с феминизмом, пишут на его основе стимпанк-романы (Чайна Мьевиль) и не теряют при этом чувства юмора.

У англичан свои воспоминания о Марксе. Бин и Коулман сосредоточены на Марксе, каким он был в 1850 году – 32-летнем немецком еврее с Дин-стрит в Сохо, живущем со своей женой-аристократкой, детьми и преданной служанкой. Он постоянно скрывается от кредиторов, распродает домашнее имущество, измучен полицией и бесконечными спорами с буйным кружком политических радикалов. Маркс, которого мы встречаем, Почти все в «Молодом Марксе» режиссера Николаса Хитнера – правда. Маркс участвовал в дуэли. Маркс – беженец, живший в полупустой квартирке в лондонском Сохо. Его служанка родила от него ребенка. Иногда Маркс воровал и закладывал фамильное серебро. О том, что один из самых влиятельных политических мыслителей ХХ века – тоже человек поставил недавно открывшийся прямо под Тауэрским мостом The Bridge theatre. Московские зрители могут увидеть постановку на экранах кинотеатров благодаря проекту Theatre HD

В год столетия русской революции в Лондоне поставили спектакль об авторе «Капитала» и «Манифеста коммунистической партии», который вторую половину жизни прожил в британской столице. Вместо того, чтобы рассказывать байопик о великом человеке в традиционном формате success story (история успеха), то есть как историю о преодолении себя, внутреннем росте и о том, какая на самом деле цена у хоть сколько-нибудь значащих достижений, Хитнер показал эпизод из жизни обыкновенного человека – без менторского занудства и назидательного поднятого пальца. Рефлексия такого рода могла родиться только на расстоянии, у авторов, свободных от давления авторитета, просто размышляющих о том, из какого сора растут политические перемены. Ричард Бин и Клайв Коулмана, словно увлекшись фамилией Маркс, соединили имена Карла и Граучо и создали прекрасное ретро с драками, погонями, флиртом и трюками вроде метания тортов (Граучо Маркс – один из пяти братьев, специализировавшихся на съемках подобных комедий абсурда). Упомяните Карла Маркса, и большинство из нас думает о «Капитале», об Октябре 1917-го, массивном памятнике на Театральной площади в Москве, грозным взглядом окидывающем Большой театр, но никак не о комедии. Но пока мы разбираемся с запретом на показ кинокартины «Смерть Сталина», англичане связывают марксизм с феминизмом, пишут на его основе стимпанк-романы (Чайна Мьевиль) и не теряют при этом чувства юмора.

У англичан свои воспоминания о Марксе. Бин и Коулман сосредоточены на Марксе, каким он был в 1850 году – 32-летнем немецком еврее с Дин-стрит в Сохо, живущем со своей женой-аристократкой, детьми и преданной служанкой. Он постоянно скрывается от кредиторов, распродает домашнее имущество, измучен полицией и бесконечными спорами с буйным кружком политических радикалов. Маркс, которого мы встречаем, - азартный, сообразительный и с довольно циничным чувством юмора. Описывая свою свадьбу с шотландской аристократкой Дженни фон Вестфален, он говорит: «Это было традиционное прусское дело - военная форма, почетный караул, стрельба». У плачущей дочери забирают пианино за долги отца – он играет на нем 5-ю симфонию Бетховена. Но темпераментная игра Рори Киннира, в послужном списке которого уже немало блистательных циников (Мэкки-нож «Трехгрошовой опере, шекспировский Макбет), делает из эмоционально-глухого пьяницы обаятельного человека, гениальность которого распространяется далеко за пределы его трудов. Между делом в библиотеке он способен подсказать Дарвину название его «Происхождения видов», найти метонимическое значение в сосиске за завтраком или провидчески заявить, что будет время, когда Рождество станет «недельным праздником товарообмена».

"Молодой Маркс" - конечно, не переосмысление социалистических теорий, а ироничная зарисовка жизни на фоне одной книги. Но антикапиталистические "шпильки", которыми полон "Капитал", сегодня продолжают попадать точно в цель. Призрак, бродящий по театральному Лондону, обрёл плоть и кровь и оказался очаровательным и чертовским умным авантюристом, как заправский коммерсант, везде и во всем умеющим найти свою выгоду, - шутка, достойная героя спектакля.

азартный, сообразительный и с довольно циничным чувством юмора. Описывая свою свадьбу с шотландской аристократкой Дженни фон Вестфален, он говорит: «Это было традиционное прусское дело - военная форма, почетный караул, стрельба». У плачущей дочери забирают пианино за долги отца – он играет на нем 5-ю симфонию Бетховена. Но темпераментная игра Рори Киннира, в послужном списке которого уже немало блистательных циников (Мэкки-нож «Трехгрошовой опере, шекспировский Макбет), делает из эмоционально-глухого пьяницы обаятельного человека, гениальность которого распространяется далеко за пределы его трудов. Между делом в библиотеке он способен подсказать Дарвину название его «Происхождения видов», найти метонимическое значение в сосиске за завтраком или провидчески заявить, что будет время, когда Рождество станет «недельным праздником товарообмена».

"Молодой Маркс" – конечно, не переосмысление социалистических теорий, а ироничная зарисовка жизни на фоне одной книги. Но антикапиталистические "шпильки", которыми полон "Капитал", сегодня продолжают попадать точно в цель. Призрак, бродящий по театральному Лондону, обрёл плоть и кровь и оказался очаровательным и чертовским умным авантюристом, как заправский коммерсант, везде и во всем умеющим найти свою выгоду, – шутка, достойная героя спектакля.