На юге теплее, а на «Севере» - мужчины
Балет / Труппа "Балет Москва". Москва
текст: Арина Ильина (Белякова)

спектакль
  • /
  • /
1
«Долой предрассудки, мужчина - он тоже человек!» В оригинальном лозунге, конечно, упоминались женщины. Однако, именно тема мужского внутреннего мира вдохновила Карин Понтьес на создание спектакля «Все пути ведут на Север» для современной труппы Балет Москва.


Карин Понтьес, французско-бельгийского хореограф, не впервые работает в России: кооперация с костромским Dialog Dance завершилась балетом «Pastime Paradise» и номинацией на Золотую Маску в 2016 году, а уже в 2017 новый спектакль «Все пути ведут на север» в исполнении современной труппы Балета Москва эту Маску получил. И было за что.

Спектакль вводит в транс с первых минут, намеренно перенося зрителя из реального Центра им. Мейерхольда в глубокий мир бессознательного: в тесном квадрате сцены появляется мужчина с деревянным кубом, надетым на голову, и что-то злобно и нервно бубнит, пытаясь освободиться. Его причитания, срывающиеся на крик, напоминают и горловое пение мантр буддистских монахов, и невнятный монолог соседа за стеной, но что бы это ни было, это голосовое действо одновременно и отталкивает, приковывает внимание, заставляя следить за каждой конвульсией 'заключенного' в куб. С избавления от этого ящика и внезапно наступившей тишины начинается настоящее действие. На сцену выходят ещё шесть молодых мужчин, одетых в абсолютно обычную человеческую одежду – кто-то в свитере, кто-то в майке-алкоголичке, кто-то в элегантной жилетке. Они толпятся, толкаются, задевают друг друга, куда-то спешат и ведут себя, как абсолютно чужие люди. Чужие друг для друга, но не для зрителя.

"This is a man's world" – это негласный девиз спектакля, в котором показано духовное взросление семи абсолютно разных героев. Они неуловимо знакомы каждому, потому что такие ребята ежедневно ходят среди нас, думают, переживают, танцуют, пьют, играют в карты и тянут руки к небу от отчаяния (вы же помните, что мужчина – тоже человек?). Этим и занимаются танцовщики на сцене, где каждый находится в хаотичном поиске чего-то важного внутри себя, что держит его в этом многополярном мире.

Именно мужские отношения и черты характера, показанные здесь на сцене, позволяют взглянуть на человеческую натуру, не ища при этом каких-то параллельных сюжетных линий, которые неизбежно тянутся за танцовщиками, как только на сцене оказывается разнополая пара. В «Севере» нет никаких скрытых «любовей», «самопожертвований» и «сердечных страданий», только самопознание, только хардкор. Возможно, именно это и сделало спектакль Балета Москва настоящим хитом: пусть герои на сцене толкаются, хаотично мечутся, пьют, делают брейкерские стойки на плечах и неистово прыгают друг другу на спины, только пусть они будут настоящими и искренними и хоть немножко напоминают зрителю себя. Ребята выкладываются так, что не верить им невозможно. Результат — полный солдаут на каждое выступление (а спектакль идет не чаще, чем раз в месяц).

Успех хореографии, кстати, принадлежит не только Карин Понтьес, но каждому танцовщику. Первый этап работы над спектаклем заключался в импровизации самими артистами, а Карин Понтьес записывала на видео и отбирала понравившиеся фрагменты для постановки. При таком подходе, очевидно, выиграли все: ребята рассказали своим телом то, что хотели сами, а не то, что им надиктовал кто-то со стороны, а хореограф, в свою очередь, отозвалась о работе так: «Им удается передать эмоции не через выразительность или систему знаков, а посредством чувственно-двигательной интенсивности и подчинения своего тела движущим силам извне». И действительно, гипнотическая физическая работа была «красноречивой» и выразительной, а неэстетичные и неестественные движения вдруг превращались в кошачью пластику. Завораживающе смотрелась и контактная импровизация, когда импульс от простого прикосновения одного артиста мог спровоцировать вулканический взрыв движений у другого.

«Север» для Карин Понтьес – это такое страшное «ничто», путь в никуда, место, где нет социума, но есть сплошное одиночество, загоняющее человека в себя самого. С этого начинается спектакль – помните того потерянного, озлобленного и ослепленного кубом человека в самом начале? Человек, существующий в современном контексте, который должен быть открыт для поставленных целей и задач, оказывается потерян сам для себя. И по иронии, мораль становится совершенно противоположна названию спектакля: хоть все пути и ведут на этот одинокий север, герои пытаются найти дорогу в другом направлении, где они будут свободны от оков и рамок бытия.