Я другой такой оптимистической трагедии
Тест

«Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» в Александринском театре VS
«Я. Другой. Такой. Страны» КДТ им. Пушкина


Арина Овчинникова

  • /
1
Советского союза уже нет, но его беспокойный призрак продолжает тревожить современный театральный мир.

В этом году спектакли, затрагивающие тему начала и конца чуть ли не самой спорной эпохи в истории России, поставили В. Рыжаков («Оптимистическая трагедия. Прощальный бал») и Д. Егоров («Я. Другой. Такой. Страны»).

Каждый – в форме концерта и с использованием приблизительно схожих сценических образов, но все же – о разном.

7 вопросов, описанных ниже, помогут понять, какой спектакль достоин вашего внимания и что с этим делать дальше.
1
Кто ваш главный герой?

А) Харизматичный моряк с усами и разбитым сердцем
Б) Иосиф Виссарионович Сталин
2
Кто ваша главная героиня?

А) Комиссар, борющаяся с патриархатом
Б) Беременная комсомолка, разговаривающая с телом Ленина
3
Выберите из предложенного:

А) Бородатые мужчины в балетных пачках и 10 метровая фигура обнаженной женщины
Б) Женский танцевальный ансамбль в белых чешках и 10 метровый конь
4
Вы пришли на концерт. На сцене исполняют:

А) Песни группы «Пятница», Децла и Queen
Б) Интернационал
5
В качестве декорации я бы хотел(а) увидеть:

А) Плавно движущуюся на зрителя медную стену
Б) Плавно движущуюся на зрителя мраморную стену
6
Ваш идеальный режиссер — просветитель? Спектакль должен быть информативным и поучительным?

А) Нет, я придерживаюсь мнения, что искусство не функционально
Б) Да, мне было бы интересно узнать историю возникновения в природе женщины и яйца
7
Дело почти достигло кульминации. Кажется, не обойтись без жертв. Как будет происходить казнь?

А) Пакет из «Пятерочки» на голову, чтобы скрыть лицо обвиняемого от зрителей, а дальше — в суп
Б) Негодяя застрелит из револьвера солнце русской поэзии — А. С. Пушкин
Ваш результат:
+ Выбрано больше вариантов «А»
Поздравляем! Ваш результат — «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» В. Рыжакова.

Спектакль-концерт, ставший продолжением сценических опытов интегрирования поп-исполнения и драматического действия. В нем можно увидеть все тенденции ремодернизации классики, которые существовали, когда вы ходили в школу, и будут существовать, когда вы радостно отметите походом в театр первую пенсию своих старших детей. В спектакле детально соблюден рецепт того, что понравится зрителю, уже познакомившемуся с осовремененными брехтовскими зонгами на примерах постановок Молочникова, Богомолова и Бутусова. Вокально-инструментальный ансамбль моряков-анархистов, не принимающих новую советскую власть, под управлением артистки Александринского театра Анны Блиновой (она же комиссар) прилагает все усилия, чтобы зритель не чувствовал растерянности от глубины произведения В. Вишневского. Все острое сглажено, все грязное — вымыто, выбелено и отполировано режиссерскими эвфемизмами. Персонажи, описанные автором в пьесе, переживают сразу несколько сценических трансформаций — так текст одного и того же героя звучит из уст портовой проститутки и клоуна, а единственная героиня, в зависимости от линии повествования, будет и страдающей от невыносимости бытия стихами А. Вознесенского Мерилин и читающей мораль моряку Алексею Мальвиной. Внедрение в действие узнаваемых песен отечественных и западных исполнителей рождает чувство приятного узнавания и причастности к происходящему.

Однако самых юных зрителей стоит предупредить о том, что на сцене также присутствуют 10 метровые декорации в виде обнаженного комиссарова тела, вызывающие подростковый шок.

Продолжительность: 2 часа 30 минут, спектакль-концерт идет без антракта.
+ Выбрано больше вариантов «Б»
Поздравляем! Ваш результат — «Я. Другой. Такой. Страны» Д. Егорова.

Действие, разворачивающееся на сцене, можно классифицировать и как концерт, и как фарс, и как практически документальную реставрацию вечера самодеятельности в ДК раннего советского периода.

Наивные картины социалистической мечты способны вызвать смех, слезы, ностальгию и бегство из зала зрителей, еще не осознавших деформацию своих собственных взглядов в сторону современной России. Кукольно-плюшевые декорации Ксении Люстиковой и Евгения Лемешонка становятся органичным дополнением к музыкальным хитам прошлого столетия, а предельно упрощенная хореография, как часть общей концепции, возводит происходящее в ранг не то чтобы нарочито комического действия, но как будто бы вымученного народного откровения на тему патриотизма и его мраморных стен. Стен, сдавивших и рабочего с колхозницей, и комсомолку с Васильевского острова, и беременную в магазинной очереди.

«Я.Другой.Такой.Страны» — концерт, на котором можно изучать историю и плакать. От смеха, стыда и ужаса. И оттого главный наблюдательский интерес: содержание практически не изменилось, изменилась оптика зрительского восприятия, придавшая происходящему комический оттенок. На сцене — все то же и те же (даже Иосиф Виссарионович Сталин появляется) но люди в зале уже другие.

Продолжительность: 2 часа 30 минут, драматичесий концерт в 2-х отделениях.