Несерьезный Гайдн
Опера / Концертный зал Мариинского театра. Санкт-Петербург
текст: Ирина Севастьянова

спектакль
  • /
  • /
1
В Мариинском театре обзавелись «Необитаемым островом», но сделали из него не оазис, а стандартный участок в шесть соток.


Мариинский уже давно превратился в музыкальный гипермаркет. Несмотря на широту ассортимента выпускаемой им продукции, найти там что-то редкое и штучное очень сложно. В своём стремлении к захвату территорий руководители этого музыкального концерна делают ставку на масс-маркет и совсем не берут в расчёт эксклюзивность: в нескольких филиалах театра (во Владивостоке и Владикавказе) донашивают старые постановки петербургской сцены, а из новых спектаклей (которых в прошлом сезоне оказалось ничтожно мало) лишь один — «Саломея» Рихарда Штрауса — получил номинацию на «Золотую маску».

Репертуар театра растёт как на дрожжах, но не улучшается качественно: даже из благодатного материала — редкой оперы Йозефа Гайдна «Необитаемый остров» — в Мариинском умудрились изготовить не полноценный продукт, а полуфабрикат. Спектакль доверили молодой команде постановщиков и артистов: с одной стороны, им предоставили свободу, а с другой — связали руки. Под него отдали сцену Концертного зала — пространство, очень плохо приспособленное для спектаклей, ведь там нет даже занавеса, не говоря уже о том, что полностью отсутствует техническое оснащение.

Опера, конечно, получилась в духе студенческого театра. Со сложностями сценического пространства мужественно боролись постановщики «Необитаемого острова» режиссёр Алексей Смирнов и художник Елена Бодрова. Они придумали изящный ход, который очень условную декорацию, – карту острова на полу – превратил в запоминающуюся деталь спектакля. В конце действия полотно отвернули, а за ним оказалась небольшая меблированная гостиная. Некоторую живость придали и деревянные фигуры, появлявшиеся с боков сцены: появление большого оленя и кораблика вызвали в зале одобрительную реакцию.

В XVIII веке сюжет оперы «Необитаемый остров» пользовался большой популярностью, ведь он связан с темой дальних путешествий (действие происходит у берегов Индии). Либретто гениального поэта и драматурга Пьетро Метастазио (соавтора Моцарта, Вивальди и Глюка) ещё до Гайдна положили на музыку более десяти композиторов. Несмотря на название в духе Жюль Верна, «Необитаемый остров» затрагивает приключенческую тему очень косвенно: в центре оперы оказалась семейных отношений. Две сестры жили на острове, где старшую из них, Констанцию, 13 лет назад оставил муж (Джернандо). Страдающая жена возненавидела всех мужчин и всячески старалась внушить это своей младшей сестре Сильвии. Однако супруг неожиданно вернулся, и оказалось, что всё годы он пробыл в плену у пиратов. В конце всех ждал хэппи-энд, к тому же, счастье нашла не только семейная пара, но и Сильвия – она влюбилась в друга Джернандо Энрико.

«Необитаемый остров» — очаровательную оперу XVIII века с отличной оркестровкой, могли бы спасти первоклассные инструменталисты Мариинского театра, но и они здесь не демонстрировали особой выразительности. Дирижёр Джавад Таги-заде тонко работал с певцами и хорошо вёл ансамбли, но в целом в партитуре не хватало виртуозности и изящества в вокале. Солисты Академии Мариинского театра, — Эвелина Агабалаева (Констанция), Анастасия Донец (Сильвия), Дмитрий Воропаев (Джернандо) и Ярослав Петряник (Энрико) — наверное, были убедительны, если расценивать «Необитаемый остров» как студенческую постановку, но совсем не конкурентоспособны, если говорить о ней как о полноценном спектакле.