Опыты камерной сцены
Фестиваль «Один. Два. Три» / Новосибирск
текст: Мария Кожина

малая форма
  • /
  • /


В третий раз в Новосибирске прошел Всероссийский фестиваль камерный спектаклей и моноспектаклей «Один. Два. Три». По традиции в программу вошли постановки, в которых задействовано не более трех артистов, — собственно, отсюда и название фестиваля. В этом году в афише были представлены разные формы, существующие в камерном пространстве. Несмотря на то, что основную часть составили драматические спектакли, в программу вошли постановки современного танца и театра кукол. Такое разнообразие позволило обозначить возможности развития камерного искусства, но при этом создало парадоксальную ситуацию, когда сложно выявить тенденции и закономерности, поскольку приходится сопоставлять спектакли разных жанров.

Почти половина фестивальной программы — моноспектакли, в которых главным на сцене остается актер. Обычно он существует либо внутри материала, либо выходит за рамки сюжета, превращаясь рассказчика. Зрительское впечатление от постановки напрямую зависит от уровня актерского мастерства. Действие моноспектаклей концентрируется на рассказывании истории, как правило, написанного литературного текста, будь то биография Чарли Чаплина, фрагменты романа «Школа для дураков» Саши Соколова или «Оркестр» Жана Ануя. Работа с известным материалом демонстрирует осторожность, намеренную отгороженность от сегодняшних конфликтных ситуаций — ничего злободневного, ничего радикального. Внутреннюю герметичность материала постановщики пытаются преодолеть, используя визуальные или аудиальные средства, которые чаще всего становятся фоном для работы артиста. Андрей Аршинников в постановке «Старуха. Хармс. Спектакль» вводит мультипликационное видео, с которым взаимодействует рассказчик, Рустам Имамов в спектакле «Синюшкин колодец» с помощью звуковых эффектов, создает атмосферу сказа Павла Бажова. Тем не менее, моноспектакль остается замкнут в своей собственной традиции и как будто отстоит от процессов, происходящих в современном искусстве.

Среди камерных спектаклей случилось несколько потрясений. Финальным аккордом взорвал плавное течение фестиваля спектакль «Снег любви» петербургского «Этюд-театра» (автор и режиссер Николай Русский), который в марте будет показан в Москве в программе «Маска плюс» премии «Золотая маска». Трагический сюжет спектакля (мальчик принес домой пистолет из стрелкового клуба, пистолет оказался заряжен, пуля рикошетом попала в отца) связывается с воспоминаниями из детства каждого, кто находится в зале: хоккейная клюшка, школьный ранец, старый советский телевизор маркируют события прошлого, превращают индивидуальное переживание в коллективное. Музыкальный ряд, в котором перемежаются «Снег» Филиппа Киркорова и «Это здорово» Николая Носкова в исполнении артистов Владимира Антипова и Анны Донченко, возвращает к настоящему и как будто снижает градус трагического, но, на самом деле, погружают в состояние, близкое к медитации. «Снег любви» собирается как мозаика, состоящая из деталей, которые, кроме прямого значения, приобретают символическое звучание.

Текст рассказа, написанного режиссером спектакля, подается не иллюстративно, а становится «магнитным полем», вокруг которого возникают фантазийный картины. Как будто происходит движение не от текста к образам, созданным на сцене, а от образов к тексту, в отличие, от моноспектаклей, показанных на фестивале. Сбитый ритм, разорванная структура, уход от прямого нарратива позволяет постановщику погружать зрителя в разные состояния, практически манипулировать реакциями. В этом интересно существовать: ни на минуту не выключаясь из действия на сцене, следуя за режиссером и при этом фиксируя свои собственные мысли и чувства. «Снег любви» — один из фестивальных спектаклей, который в финале не завершается на театральной площадке, а продолжает разворачиваться в сознании зрителя и настигать камбэками спустя час, день, неделю.