Режиссерский театр состоит из всевозможных интерпретаций классики. Каждый режиссер вырабатывает свой подход, стиль, метод создания модных спектаклей. Богомолов, Серебренников, Бутусов, Крымов… Каждый узнаваем. И каждый придумывает новые взгляды, вороша старую литературу, переписывая ее или помещая действие в современные обстоятельства. И это априори ненормальность, потому что происходит вывих природы оригинального произведения, попытка преодолеть временной разрыв.
Здесь вот какая интересная вещь. Я люблю спектакли Богомолова, они зачастую коррелируют с моим прочтением. Люблю Крымова за чувственную передачу состояния героев. Но режиссерский театр практически исчерпал себя. То, что в первое время было вызовом, порождало споры и неоднозначные, но сильные эмоции, теперь воспринимается спокойно. Мы уже не удивляемся сочетанию эстрадной музыки с оригинальным текстом классика, современным костюмам, нестандартной манере актерской игры. Зритель привык.
Есть и другие постановки классики – в рамках традиционного театра: с костюмами и декорациями эпохи, классической актерской игрой… Но создатели таких спектаклей играются в то, о чем мы сейчас не очень-то знаем. Мы живем уже в другой реальности относительно времени, в котором были написаны эти произведения. И хотя мы понимаем классику и чувствуем ее актуальность в оригинале, на сцене в рамках такого театра актерам сложно вживаться в роль, а зрителю сложнее верить в происходящее. Так что классика в традиционном прочтении сегодня тоже вряд ли может считаться нормальностью.