Паспорт или жизнь
«Индивиды и атомарные предложения» / Творческая лаборатория «Угол», Казань
текст: Анастасия Харитонова
эксперимент
  • /
  • /
«Чтобы получить оборудование необходимое для просмотра спектакля, вам нужно оставить в залог свои документы». Интересное начало спектакля. Именно так встречал Центр имени Мейерхольда зрителей перед «Индивидами и атомарными предложениями» Всеволода Лисовского.


Это, конечно, не первый спектакль, на котором зрителям выдают оборудование, не первый из тех, на которых просят что-то взамен. Но как-то особенно болезненно воспринимался этот момент зрителями, и особенно безответственно обращались с документами молодые люди – администраторы.

Расписок взамен документам не давали, на паспорта просто наклеивали стикер с номером устройства, полученных зрителями. После спектакля, когда весь зал встал в очередь у стола с выложенными в ровные ряды документами, эти ровные ряды быстро превратились в кучу, часть стикеров слетела, всё перемешалось. Возникли столпотворение и паника.

Согласно российскому законодательству действия, совершённые командой спектакля / театра / фестиаля (тут нужно ещё разобраться, кто главный виновник), являются незаконными и даже должны облагаться незначительным штрафом. Лишать гражданина паспорта могут только определённые лица в определённых обстоятельствах. Организаторам просто повезло, что все паспорта в конце концов нашлись, а во время спектакля не произошло ничего чрезвычайного. Ведь если предположить, что в театре вдруг начался бы пожар и зрителей начали бы эвакуировать на улицу, вряд ли кто-нибудь вспомнил про паспорта.

Такая степень недоверия к зрителю поражает. Действительно, ведь люди, купившие билет и пришедшие в театр сделали это ради того, чтобы унести с собой оборудование, которое без приложения к спектаклю и работать-то не будет. А если учесть, что на спектакле Лисовского 97 % зрителей – представители театрального сообщества и знают друг друга, то это вообще – вселенский заговор о краже.

Ни на одном спектакле из серии Remote X не просили сдавать паспорта, хотя шансы убежать с оборудованием на спектаклях-променадах выше. Даже на спектакле Семёна Александровского «Другой город» (pop-up театр), где зритель отправлялся в самостоятельное путешествие по Петербургу, паспорт за выданные наушники и плеер никто забирать не собирался. Достаточно было оставить расписку и указать номер документа.

Никого не смущал момент «сбора» телефонов перед спектаклями «Разговоры» в рамках проекта «Квартира» Бориса Павлович и «Лекция о ничто» Дмитрия Волкострелова. Средства связи никто не отбирал, зрителям рекомендовали или предлагали на время расстаться со своими гаджетами. Отдавать их людям, излучающим добро и находящимся со зрителями в одном помещении (нужно заметить, что количество зрителей на этих спектаклях 12 - 25) было намного легче, чем отдавать свои паспорта суетливым администраторам перед лестницей, ведущей в просторный зал ЦИМа.

Очередь, практически силой конфискованный документ, присвоенный ему номер, знаете ли, рождал не совсем здоровые ассоциации. К просмотру спектакля не располагал никак. А спектакль был гениальный. Но про это напишет кто-нибудь другой…

Современный театр строится на зрительском доверии к авторам. Но как им доверять, когда не доверяют тебе? Сейчас зрителя позволяют театрам очень многое: завязывайте глаза, привязывайте к инвалидному креслу, надевайте наушники, выдавайте карту с маршрутом или конверт с заданиями – делайте всё, только помогите обрести незабываемый зрительский опыт. Театры должны понять, что зритель – то, благодаря чему и для чего они существуют. Чтобы посетить спектакль, люди приносят в жертву свои деньги и время, иногда что-нибудь ещё. Как определить масштабы этих жертв и их соразмерность с энергетической отдачей от просмотра, пока не совсем ясно. Ясно только одно: зрителя нужно уважать и любить.