Причудливые деревья под «Маской»
Фестиваль / IV международный фестиваль особых театров «Протеатр. Международные встречи». Москва
текст: Наталья Михайлова

спектакль
  • /
  • /
1
Мир борется за безболезненную социализацию людей с особенностями развития уже несколько десятков лет. Один из способов борьбы – деятельность инклюзивных творческих мастерских. В ЦИМе несколько дней показывали спектакли интегрированных театров России, Англии, ЮАР и Германии. Фестиваль завершился «Бурей» – работой команды из Бремена.



Есть в Москве такая театральная мастерская – «Круг». Это часть одноименной организации, которая сформировалась в 90-х, взяв курс на социализацию особенных людей. А в Бремене есть аналогичный «Blaumeier-Atelier», правда появился он много раньше нашего «Круга». Есть и необычные студии танца: «Unmute Dance Company» в Кейптауне и «Exime Dance Company» в Плимуте. А ещё есть Центр Мейерхольда, в котором участники названных проектов показали свои спектакли. Это – четырехдневный фестиваль интегрированных театров «Протеатр. Международные встречи»; он проходит в Москве каждый год, но в его рекламу вложено решительно меньше, чем в рекламу «Золотой Маски», поэтому многие узнают о Протеатре случайно.

Фестиваль крошечный, но в его рамках реализуется много важного и необходимого. Помимо показов нескольких спектаклей, которые прошли предварительный отбор по видео, есть мастер-классы для артистов и ежегодный семинар для настоящих и будущих специалистов по социализации особенных людей. А особенные люди – не причесанные герои телешоу про «нет ничего невозможного», а трудные дети своих родителей и системы, которая до сих пор не в полной мере научилась с ними дружить. А первый шаг к дружбе – прекращение смятения перед неизвестным.

Радостно, что мы вообще научились осуществлять и поддерживать такой тип контакта: ведь когда на сцене люди с физическими и ментальными особенностями, то театральные подмостки становятся потенциальным местом «склейки» двух миров. А цель интегрированных творческих проектов – не навязывание романтической идеи о равенстве всех людей и могуществе человеческих возможностей, а создание всех условий для диффузии между мирами. Она позволила бы нам чувствовать в разнице норму и видеть в творческом акте некий универсум для комфортного сосуществования (комфортного, в первую очередь, для особенных людей). Однако сшить миры – не пик, а лишь импульс к процессу, который не должен прекратиться после завершения игры.

Волшебную шекспировскую «Бурю» показывали два вечера подряд при полном аншлаге. Барбара Весте с Имке Бурма сделали спектакль, похожий на книжку с иллюстрациями. Сцена ЦИМа превратилась в постапокалиптический остров-лес из причудливых деревьев, а истории была изложена тезисно, в виде лаконичного текстового сопровождения каждого эпизода.

Под экраном с текстом расцвели главы сказки о добре и зле, хитрости и честности, но всё-таки – о любви и прощении. Вместо книжных иллюстраций – игра артистов, наряженных в хенд-мейд. И эта игра не имеет ничего общего ни с одной авторитетной актёрской техникой. Это особая, малопонятная, но оттого не менее органичная и жизнеподобная система выражения «другого» естества и какой-то преувеличенной, детской самодостаточности. Не менее тонкая система – звуковое оформление спектакля, созданное самими актёрами: это и вой бури, и подражание звукам шумящего и стрекочущего острова, и пение незатейливых шансонов под сопровождение контрабаса, гармони и саксофона.

Посмотреть работу особого театра пришли особые зрители, и одному из особых зрителей стало плохо в самый разгар действа: то ли от духоты зала, то ли от переизбытка эмоций. Однако реакция актёров на раздражитель оказалась осознанной и ровной, тогда как условно нормальные зрители поддались тревоге. По просьбе режиссёра прерванную на середине сцену сыграли заново, и это была совсем другая игра – она обнаруживала настоящую здоровую жизнь, в которой есть место случайности, в которой можно быть изменчивым и многообразным. И это высветило не столько работу режиссёров, сколько действие внутренних механизмов разной сложности, которые заставляют особых актёров быть включенными, характерными, живыми, а иногда причудливыми, как деревья на сцене.