Путешествие туда
и обратно
спектакль / Новокузнецкий драматический театр
текст: Мария Кожина

спектакль
  • /
  • /
1
Современная пьеса сегодня перестала восприниматься как нечто авангардное и заняла свое место среди всего многообразия материала, предназначенного для сцены. Благодаря фестивалям и лабораториям новейшая драматургия широкими шагами движется по стране. В репертуаре Новокузнецкого драматического театра есть несколько постановок по произведениям современных авторов. Спектакль Сергея Чехова «Мой мужик на Севере» по пьесе Ирины Васьковской «Девушки в любви» в прошлом году был показан в программе «Маска плюс» национальной премии «Золотая маска». «Лондон» по пьесе Максима Досько — вторая работа Чехова в Новокузнецке. Доверие театра режиссеру, который в последнее время много работает с современной драматургией, очевидно. Спектакль уже был отмечен гран-при фестиваля театров малых городов и будет представлен в трех номинациях в основной программе «Золотой маски».

В пьесе «Лондон» от третьего лица рассказывается о белорусском сантехнике Гене, который неожиданно для самого себя отправился в столицу Великобритании на конкурс по соломоплетению и за несколько дней в незнакомой стране понял, как сильно любит Родину. Текст, который написан в форме монолога, разбитого на части и параграфы, Сергей Чехов распределяет между несколькими артистами. Каждый из них Гена, а все вместе они хор — расщепленное сознание главного героя. На узкой полоске сцены четыре исполнителя в черной одежде, с надписью «Гена» на майках, с наполовину закрашенными черной краской лицами, произносят текст в микрофоны. Передвигаясь на «античных» котурнах, они рассказывают о жизни Гены со стороны, но у каждого — свое отношение к нему. Здесь можно обнаружить два полюса: какое-то трогательное материнское сочувствие Гены в исполнении Илоны Литвиненко и ерническая, насмешливая интонация Гены в исполнении Александра Коробова.

Настоящий Гена — герой Евгения Лапшина, с ног до головы измазанного глиной. Действие, связанное с ним, развивается параллельно с сюжетом пьесы и не пересекается с текстом других исполнителей. Свернувшись на полу, он повторяет на незнакомом ему языке: "London is the capital of Great Britain", которые воспринимаются как первые слова человека, только что появившегося на свет; человека, пытающегося понять, почему он здесь оказался. Позади него — белая стена, указывающая на отсутствия выхода, впереди — душевая кабина, к которой от стены тянутся переплетенные шланги красного цвета — то ли пуповина, то ли путеводная нить. В монохромном аскетичном оформлении спектакля, созданном Анастасией Юдиной, это единственная яркая деталь.

Гена Евгения Лапшина, чьи действия сопровождаются репликами хора ассоциируется с персонажами греческой мифологии и героического эпоса. Отсылка к античности позволяет режиссеру создать дополнительный объем, сделать спектакль многослойным. Гена представляется и Прометеем, защищающим людей от произвола богов, и Одиссеем, спустившимся в Аид, и Тесеем, блуждающим в лабиринте Минотавра. Путешествие в Лондон, обретение любви к Родине и потребность в служении ей — его главное предназначение.

Полуобнаженное «глиняное тело» создает ощущение незащищенности, уязвимости героя, окруженного огромным пугающим миром. Земной шар, спроецированный на стену, позволяет почувствовать ничтожность, незначительность человека. Сергей Чехов укрупняет действие пьесы до масштабов Вселенной, делает его безграничным. Гена поднимается с колен, расправляется во весь рост и делает первые шаги навстречу неизвестному, потому что — кто, если не он. В финале герой, вернувшись из Лондона, надевает защитный костюм, напоминающий скафандр. И мы знаем, что в космосе есть сантехник Гена, маленький человек, который, несмотря на то, что ему очень страшно, отважно выполняет свою миссию — следит за тем, чтобы планета не раскололась пополам.