Приблизительно в такое же положение попадают чиновники Гоголя на сцене Федорова. Но они испытывают ужас, а не жуткость, перед силами, которые для них имеют свойства демонических и сверхъестественных. Комедия в том, что они сами наделяют Хлестакова свойствами Песочного человека. А Хлестаков (Семен Штейнберг) абсолютное ничтожество. Он все произносит убожеством: ноющий, писклявый звук, им извлекаемый, меньше мутантско-чиновничьего напоминает человеческую речь, и кажется, что берет начало не в легких и даже не в органах, а в чем-то потустороннем. Хлестаков мне омерзителен, а для чиновников он практически всемогущ. Эта амбивалентность кажется противоречивой: в связи с таким омерзительно-жалким Хлестаковым у каждого чиновника исчезает уверенность в своем будущем. Но у них хотя бы расставлены приоритеты – они понимают, в чьих руках их будущее существование, пусть его перспективы от этого и не становятся яснее. Хлестаков сомневается в своем сказочном настоящем – ему кажется, что этого не может происходить на самом деле. И ему тоже есть на кого ориентироваться, к кому обращаться. Зритель же не знает ничего. И зрительские сомнения имеют отношение ко всему происходящему на сцене.
Фрейд стремился локализовать неуверенность в рамках одного вопроса (На самом деле или не на самом деле?) и таким образом упразднить значение неуверенности. Если некоторая локализация имеет отношение к персонажам «Ревизора» – они знают у кого искать ответы, – то у зрителя интеллектуальная неуверенность имеет глобальный охват. Под сомнение попадает все. Зритель, не веря своему предварительному знанию, сомневается, например, в том, что Хлестаков ненастоящий ревизор. Под сомнение попадает Городничий – может, в спектакле Федорова в конце уедет Городничий, потому что он самозванец? Зритель нервно, если судить по смеху, пытается разобраться, в какой модальности происходит действие: чиновничья неуверенность в будущем, хлестаковская неуверенность в настоящем или же зрительская неуверенность во всем, но неуверенность, берущая начало в прошлом, когда зритель прочитал Гоголя.
К концу спектакля и чиновники, и Хлестаков испытали в итоге чувство жуткости. Чиновники – когда выяснили, что ревизор был ненастоящим, Хлестаков, когда стал подозревать вседозволенность и не мог разобраться с тем, что можно, а что нельзя, не веря в то, что ему в его модальности можно все. Но сейчас, пока этого на сцене еще не произошло, я и в этом сомневаюсь.