Спрятано в коробке
Спектакль / Центр имени Мейерхольда. Москва
текст: Анна Казарина

спектакль
  • /
  • /
1
От чего вы скорее заплачете – от лука или от обидного слова? В Центре им. Мейерхольда предлагают испробовать оба способа на премьерном спектакле «Когда я была маленьким мальчиком» в рамках резиденции Детского ЦИМа.



В 1989 году в Ростове-на-Дону прошел первый в СССР международный фестиваль детских театров. Среди прочего там показали «Коробочку на балконе» – тихий камерный спектакль произвел эффект взорвавшейся бомбы, а искры летят до сих пор. Автором и единственным исполнителем спектакля был Рэй Нусселяйн, голландский режиссер и драматург, живший в Дании и основавший там «Театр под зонтиком». В этом спектакле для детей не было громоздких цветастых декораций – весь реквизит состоял из бумажек и тряпочек и помещался в одном чемодане. Но главное – это был честный, без скидки на возраст, разговор автора со зрителями: о смехе и боли, любви и потере, радости и (о, боже!) смерти. В те годы в Союзе господствовал «театр детской радости», и страшно представить, какое впечатление произвела постановка на зрителей, в первую очередь взрослых. Свидетели рассказывают, что Рэй отказывался начинать, пока приглашенные на знаковый для СССР фестиваль важные чиновники не уступили первые ряды детям.

На этом спектакле оказались Михаил Бартенев, автор множества пьес для детей, и Олег Лоевский, театральный критик и менеджер. Позже их стараниями в Самарском ТЮЗе «СамАрте» возник двухчастный проект памяти голландца, одним из спектаклей которого стал «Привет, Рэй!» – своеобразный оммаж театру Нусселяйна. По тексту Бартенева, с двумя актрисами его поставил Анатолий Праудин, реформатор российского театра для детей, автор концепции «театра детской скорби» – театра неиллюзорного, правдивого, где драматизм реальной жизни не прячется за кружева сказки.

В 2017 году Бартенев запустил проект вновь, уже для московских зрителей – театр для детей до сих пор, за исключением немногих примеров, с трудом признает темы смерти и боли. Так, в ноябре на сцене ЦИМа в постановке Александра Огарева появился спектакль «Когда я была маленьким мальчиком». С самарской постановкой его свяжет и одна из двух актрис – Маргарита Шилова, выступившая здесь в паре с Александриной Мерецкой.

В ЦИМе постановка идет в Черной комнате – небольшом камерном зале, где сцена незаметно перетекает в зрительный зал. Начав спектакль, актрисы первым делом отрывают прилепленные к полу белые воздушные шарики – не надо думать, что если спектакль детский, то здесь нужны эти украшательства. Шары взлетают в тень под потолок, оголяя блэкбокс сцены – черный здесь главный, на контрасте с ним лишь белые рубашки актрис, красный занавес, который появится после, и красная помада. Преобладающую монохромность придется раскрасить собственным воображением.

Актрисы на пару рассказывают историю вполне стандартного детства, в котором езда на велосипеде соседствует со смертью бабушки. Где все мужчины – с большими-пребольшими руками и бородами, а сам ты – маленький мальчик, который умещается на большом пальце крохотной куклой. Костюмы актрис также о привычном детском театре напоминают отдаленно: белый верх, черный низ, зато у одной на голове цилиндр, а у другой маленькая шляпка. При разных темпераментах, они держат общую интонацию – искреннего и простого диалога с залом.

Из реквизита – несколько многофункциональных черных кубов, в которых спрятаны разные предметы. В одном, например, там, где мелком нарисовали крест (и подписали – «золотой»), хранится прах бабушки. И сколько по этой коробке не стучи, бабушка не ответит – наверняка забыла взять с собой в коробку слуховой аппарат. Не ответит, хотя еще недавно учила внука правильно свистеть, вот так, показывают актрисы: надо облизать губы и сложить их в виде куриной попки – тогда получится свист. Жаль, что бабушки уже нет, свистеть самому пока не получается. Да и о ее смерти родители сказали не сразу: сначала надо изобразить, как они заламывали руки, отворачивались и боялись признаться.

Среди черных коробок есть одна особенная, из-под сигар: в ней надо хранить самое ценное. Например, слезы – насобирать их можно целую коллекцию. Вот этот хрустальный шарик – слезинка от газировки, а эта побольше – от быстрой езды на велосипеде. Доставая хрусталики один за другим, актрисы вешают их на занавес, создавая подобие звездного неба. Собирать слезы необходимо, ведь это драгоценные воспоминания: не всегда приятные, но обязательно – сильные, ведь слезинки от горя и потерь так же важны, как слезы счастья.

А вот из коробки достают луковицу – ведь при резке лука не обойтись без слез? Чтобы проверить, актрисы выходят в зал, предлагая каждому вдохнуть свежий аромат только что нарезанной луковицы. Или вот еще – просят детей придумать обидную фразу, такую, от которой сразу же получится смахнуть слезинку в секретную шкатулку. В этом доверительном диалоге сам вдруг ощущаешь себя в черной коробке ЦИМовского зала, тем более что взрослые зрители со всех сторон то и дело пополняют свою коллекцию новыми кристалликами.

Когда слез накопится достаточно, они прольются ливнем – от него можно укрыться под зонтом, без которого не обойтись в разговоре о Рэе Нусселяйне и его «Театре под зонтиком». Здесь зонты раскрываются в руках актрис радужной палитрой – ведь когда слезинок слишком много, они могут превратиться в улыбку, уверяют актрисы. И каждому зрителю такая улыбка достается в конце спектакля – бумажная, цветная, чтобы удобно было сложить в свою коробку воспоминаний.

«Коробочка на балконе» 30 лет назад стала для российского театра для детей знаковым событием и во многом повлияла на его развитие. Тем удивительнее, что сегодня его реинкарнация в премьерном спектакле ЦИМа звучит не менее свежо и ново, чем три десятка лет назад.