Олег Палыч, спасибо за любовь
История о том, как в одном месте уживаются все краски сегодняшнего театра.

Текст: Мария Иванова

Фото: Екатерина Цветкова
  • /
  • /
1
Театр во мне начался в 2011 с «Обрыва» в МХТ им. Чехова. И пока я не посмотрела почти все спектакли этого театра, не начала ходить в другие. Потому что в нем было все.

Расскажу о самых разных постановках, появившихся в МХТ благодаря Табакову и идущих в нем по сей день.
«Обрыв»
Из огромного романа Гончарова Адольф Шапиро оставляет основную сюжетную линию с актуальными по сей день философскими истинами. За спокойствием и умиротворенностью атмосферы скрываются эмоциональные переживания трех поколений. И у каждого эти волнения связаны со своей любовью. Самый честный актерский состав, воспринимая игру которого, ни на минуту не думаешь «не верю».

Честно говоря, мне кажется, что сейчас не так много классических спектаклей, не раздражающих, а, наоборот, вдохновляющих своей классичностью. Я говорю о постановках, в которых звучит оригинальный текст, нет кричащей режиссерской интерпретации, а актеры проживают роли по Станиславскому. «Обрыв» – это глоток чистого воздуха среди концентрированности современного театра. Впуская в МХТ современность, Табаков продолжал развивать в нем и классику.
«№13D»
Спектакль с одними из самых дорогих билетов в театре и одна из немногих режиссерских работ Владимира Машкова. Первая версия комедии «№13» Рэя Куни в постановке Машкова появилась в МХТ с назначением Табакова для срочной реабилитации наполняемости зала. Через какое-то время спектакль был обновлен, и в названии появилась объемная «D». Состав был изменен, но в звездности ему по-прежнему не отказать (Игорь Верник, Андрей Бурковский, Паулина Андреева и другие). Не обремененная смыслом, сумасшедшая и стильная комедия.
«Иллюзии»
Современная драматургия на сцене МХТ. Постоянство в космосе. Иван Вырыпаев как будто раскидал в пьесе ключики к пониманию того, что же такое любовь, а мы слушаем и ищем. Тот уникальный случай, когда актеры, два мужчины и две женщины, в спектакле Рыжакова по пьесе Вырыпаева не существуют в ярко выраженных образах персонажей, а просто рассказывают историю о двух супружеских парах. Честное взаимодействие актеров со зрителями и полное отсутствие «четвертой стены». Белоснежная сцена, черные костюмы актеров – минимализм с вкраплениями гипнотизирующих проекций.
«Бунтари»
Бомбический взлет Александра Молочникова. Калейдоскоп русского бунтарства и терроризма разных исторических периодов, пронизанный русским роком в живом исполнении. Буря эмоций, шума, абсурда и энергетики. На сцене все молодое поколение МХТ и Пушкин-Сиятвинда на роликах. Из декораций – многоуровневые комнаты и много хлама, способного создавать шум. Нестандартный взгляд, не похожий на то, что пишут в книгах или показывают в фильмах, и повисший в воздухе вопрос о бесполезности бунта.
Тот сказочный случай, когда 22-летний актер получил от Табакова «зеленый свет» на постановку серии спектаклей об исторических событиях («19.14. Кабаре», «Бунтари» и «19.17. Светлый путь») и стал самым молодым режиссером МХТ.
«Идеальный муж. Комедия»
Идентификатор принятия Константина Богомолова. Первый спектакль режиссера из категории вызывающих. Смесь «Идеального мужа» и «Дориана Грея» с щепоткой «Трех сестер», пропущенные через мясорубку Богомолова. Карикатура на наиболее популярные социальные маски. Яркое оформление дополнено выведением видео на экраны, а качественное актерское переигрывание – попсовыми песнями.

Спектакль, переживший возмущения власти, судебные иски, выбегание на сцену активистов и спустя шесть лет все еще вызывающий бурные реакции зрителей.
«Серёжа»
Спектакль Дмитрия Крымова по мотивам «Анны Карениной», выпущенный уже после ухода Олега Павловича, но запланированный им. Не поддающееся сухому анализу гениальное сочинение Крымова. Каждая сцена доведена до своего логического завершения красиво, с расстановкой, без суеты. Каждая петелька в этом узоре выведена аккуратно и смело одновременно. Авторское сочетание Крымова из нелепых моментов, клоунады и драматизма. Безграничная по ощущениям наклонная сцена, мягкий свет, отрывистые тревожные звуки и «почему все так, а не как-нибудь иначе?». По неизвестным причинам спектакля нет в афишах уже несколько месяцев, а он должен жить.
Это была эпоха с ориентиром на талант – в МХТ рано или поздно оказывались все востребованные режиссеры и рождались новые имена. Прямо или косвенно наследие Табакова есть во всем, что происходит в современном российском театре. Но МХТ, с новым руководством взявший курс на классику, в скором времени рискует лишиться своего свободного многообразия. Надо успеть его поймать.
P.S. Несмотря на лишь зрительскую связь с этим местом, я чувствовала в нем свой дом. Этот ориентир будет во мне всегда. Олег Палыч, спасибо за любовь, театр и мечту.