Театр понедельника
Читка / Театр «Вспышка». Красноярск
текст: Анна Резвова

спектакль
  • /
  • /
1
Тяжёлый день понедельник становится ещё тяжелее, если вспомнить, что это театральный выходной. И, может быть, пошел бы условный Вася в театр вечером, чтобы спастись от понедельничной хандры, но некуда. Или же есть? Неофициальная программа официального театрального выходного многое расскажет о городе. В этот день можно открыть для себя независимые проекты, новые пространства, современные жанры или сходить на беспощадно бессмысленную антрепризу со звездой ситкома в главной роли. В Красноярске в понедельник, 12 февраля, театр «Вспышка» читал в барбер-лофте «YUSHIN BROTHERS» пьесу Мартина Макдонаха «Однорукий из Спокана».



- А вы уже посмотрели «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»?

Вопрос перед читкой, адресованный зрителям, подчеркивал актуальность и без того актуального в России Макдонаха. Быть может, даже более точное слово «родного» – с его жестокими играми, парадоксами шаблонного мышления, исследованием одиночества, изолированности современного человека. Ироничный как Чехов, кровожадный как Тарантино – «наш» Мартин. Наверное, не будет ошибкой сказать, что широкой аудитории больше известен киноМакдонах. Его знают как режиссера «Семи психопатов», «Залечь на дно в Брюгге», оскароносного «Шестизарядника», а теперь ещё и «Трёх билбордов», недавно появившихся в прокате. И это неплохой информационный повод, чтобы посмотреть или пересмотреть постановки его пьес.

- Кто впервые на читке?

Этот вопрос задают организаторы практически всех читок. И хотя сегодня читка не является каким-то театральным откровением, в зале всегда поднимают руки два-три дебютанта. И далее, как правило, следует небольшая справка о том, как этап постановочного процесса стал самостоятельным жанром. Красноярск в этом смысле не исключение, хотя местный фестиваль современной драматургии «ДНК», без сомнений, играет большую роль в подготовке зрителей к жанру.

Вообще Красноярск считается одной из театральных столиц Сибири. Спектакли Красноярья в шорт-листах престижных театральных конкурсов, современные фестивали, театры-лидеры – Драма и ТЮЗ, а также независимые театральные проекты. Самый известный, наверное, продюсерский проект «Театр на крыше», который сначала действительно показывал спектакли на крыше центра медитации, а потом стал работать и в барах, лофтах. Театр «Вспышка», как и «Театр на крыше», появился в 2012 году, также объединяет в своих спектаклях артистов из разных красноярских театров, работает в нетеатральных пространствах, но это история не продюсерская, без больших бюджетов и амбиций, известных режиссёров, однако имеющая свою аудиторию.

Для жанра читки, бюджеты, в общем, и не важны. Читка в лофт-пространстве, где сначала зрители наблюдают, как барбер достригает клиента (организаторы назвали это в шутку перформансом «Стрижка лысого человека»), – уже атмосферное событие. Важно, что читать и как. Далеко не всем удаётся немного отойти от простой презентации текста и не превратить всё в недоделанный спектакль с текстами в руках. Режиссёр читки «Однорукий из Спокана» Анна Еленкина смогла найти необходимый баланс, когда при внешнем минимализме возрастает внутренний смысл. Три стула, одно кресло – для главного героя Кармайкла, потерявшего в детстве руку и теперь маниакально желающего её отыскать. Он мрачен и невозмутим. Мервин с ресепшена гостиницы, в которой живёт Кармайкл, наивен до глупости и невозмутим. При всей глупости красотки Мэрилин и трусости негра Тоби, которые хотели продать Кармайклу руку аборигена из музея, они тоже невозмутимы. И эта одна выбранная краска даёт зрителю возможность подключиться к тексту и сыграть в голове собственный спектакль.

В таком формате режиссерского невмешательства с приставкой «как бы» читка и может, на мой взгляд, претендовать на звание самостоятельного театрального жанра. И счастье, что кому-то удаётся делать такие читки, за которые не стыдно брать деньги. За эту читку брали деньги. Это не стыдно, не знаю, правда, насколько законно.