Тихая революция
«Три сестры» Константина Богомолова

Текст: Мария Иванова
Фото: Екатерина Цветкова
  • /
  • /
1
На сцене выстроен светодиодный каркас дома, периодически меняющий цвет. Стильная, невесомая, пустая оболочка. Видеопроекции обрамляют пространство дома, создают эффект кинореальности с крупными планами актеров, за которыми иногда следишь больше, чем напрямую за происходящим на сцене.
Ставшая уже фирменной в спектаклях Богомолова актерская манера раскрывается в полной мере: актеры произносят реплики с полузакрытым ртом, монотонно и хладнокровно. Первое время слуху приходится продираться через подачу текста. И в этом расцветает оригинальность прочтения режиссером Чехова: спектакль не вызывает сострадания. Напротив, сестры предстают перед нами пустыми и глупыми, а финальные слова «и мы узнаем, зачем живем, зачем страдаем» не требуют жалости. Здесь живой только Тузенбах, его наполненность сквозит через весь спектакль и это окружение губит его.

Богомолов интересно расставляет акценты в пьесе, сохраняя оригинальный текст. Здесь нет ощущения бесконечных философствований, требующих сопереживания. Режиссер выводит на первый план личные истории героев, их взаимоотношения. И знакомая всем пьеса звучит по-новому.

Идеально подобран актерский состав. Дарья Мороз смотрится в образе Тузенбаха очень органично, чувственно и красиво. Тузенбах, как и остальные герои спектакля, существует внешне ровно и спокойно, но именно у него чувствуется любовь и жизнь в глазах, которые можно уловить благодаря крупным планам на экранах. Мы уже знаем о любви Богомолова к актрисам в мужских ролях, и в этот раз все сложилось и нисколько не удивляет. Помимо Дарьи, на «Золотую маску» этого года номинированы сразу несколько актеров спектакля: Александра Ребенок (Ольга), Александр Семчев (Чебутыкин) и Кирилл Трубецкой (Андрей).

Уже традиционно для Богомолова в спектакле используется неожиданная музыка: Тузенбах, сидя за фортепиано с сигаретой в зубах, поет «Давайте выпьем, Наташа», а между сценами красноречиво звучит легкая джазовая обработка песни «My heart belongs to daddy».

Интересно сравнить «Трех сестер» Богомолова и Женовача – премьеры в МХТ им. А.П. Чехова и в СТИ состоялись практически одновременно. Несмотря на сохранение оригинального текста пьесы в обоих постановках, прочтения московских режиссеров кардинально различаются. Женовач создает каждого из героев наполненным, интересным, разносторонним, со своим развитием. Актерская игра и приемы ультра классические, в зале часто слышен смех благодаря смешному преподнесению некоторых диалогов. Те самые высокопарные философские речи исполнены так, что заставляют зрителя сопереживать. С таким прочтением «Трех сестер» контрастируют пустота и равнодушее, в которые помещены герои в спектакле Богомолова. Оба спектакля представлены на «Золотой Маске», только в разных номинациях: постановка Женовача – в малой форме, а Богомолова – в большой. Даже здесь такие разные спектакли по одной пьесе не конкурируют, а идут рядом.

Богомолов создал спокойный, тихий, аккуратный спектакль. Здесь нет вызова или кричащих приемов. «Три сестры», не требующие сопереживания, совершают революцию в душе зрителя и заставляют переосмыслить Чехова.