Границу между тем, что поставили режиссеры, а что привнесли сами участники, провести невозможно. Также как и узнать, говорит человек за себя или за статистику, смущается потому, что никогда не выходил на сцену или потому, что приходится говорить не то, что он думает. А меж тем на экране, расположенном над зрителем, транслируются указания и текст для исполнителей. Итак, принимать всё это на веру нельзя, информативная ценность «100% Воронежа» снижается.
От выбора модели восприятия зависит и отношение зрителя к исполнителям: как к актерам или как к обычным людям. Оценка их личностных качеств и поведения на сцене борется с сочувствием к ним и пониманием их проблем. Воронежцы предстают скорее не как часть художественного целого, а как личности. Еще в самом начале спектакля, когда актеры представляют себя, зрителя
так и подбивает похлопать каждому, но сила этих аплодисментов явно разнится. В итоге, складывается отношение и впечатление скорее об этих конкретных людях, чем о самом спектакле, хотя, если верить статистике, он не слишком бы изменился при другом актерском составе.
Задачи раскрыть каждого исполнителя у спектакля нет – их там сто человек, всё-таки – зритель видит только готовые мнения без объяснения мотивировок. Заглянуть в их внутренний мир можно только мельком во время самопрезентации и открытого микрофона, догадаться о чем-то по интонации, одежде и предметам, принесенным с собой. Да, они раскрываются, произносят трудные для себя слова о скорой смерти или о непонимании того, как устроена жизнь, но это так мимолетно, что теряется в общей массе, в лавине информации и, к сожалению, обесценивается. Человек на секунду становится личностью, выныривает из толпы, делая над собой усилие, и вновь погружается в нее. Самоценность трепетно раскрывающегося человека была заслонена для меня чувством обиды за каждого, за бесполезность их искренности, желанием заступиться за них.
Эти чувства усиливались еще и из-за реакции зала: вялые аплодисменты, недовольные строгие лица, выжидающе-оценивающая атмосфера. Воронежцы иногда рассуждают наивно, немножко по-детски, наивность осуждается. Во время открытого микрофона пожилой мужчина, герой ВОВ сказал, что было бы правильно переименовать Волгоград обратно в Сталинград – конец его фразы был заглушен свистом и резкими криками зрителей. А в очереди в гардероб я услышала отрывок из обсуждения спектакля: «город фашистов и необразованных людей». И хотя больше половины воронежцев отрицательно высказалось по поводу сексуальных меньшинств, еще непонятно, кто более нетерпимый: приехавшая или принимающая сторона.