И Хрущев
там правит бал
опера / Театр оперы и балета. Пермь
текст: Арина Белякова

балет
  • /
  • /
1
В новом балете Алексея Мирошниченко «Золушка» КГБ вмешивается в личную жизнь главных героев и обвиняет обоих в антисоветской деятельности. Острополитический сюжет на музыку Прокофьева выдвинут на «Золотую маску» в восьми номинациях.

Хореограф Алексей Мирошниченко, «эрудит и энциклопедист», как о нем отзываются коллеги и зрители, переместил историю Золушки из гипотетических «сказочных времен» Шарля Перро в довольно конкретный советский период: Фестиваль Молодежи и Студентов 1957 года. От Шарля Перро здесь, впрочем, осталась лишь канва для либретто Большого театра: спектакль рассказывает о том, как в главном театре страны идет подготовка к балету «Золушка» с участием приглашенного артиста из Франции Франсуа Ренара. И если «сказочные времена» Шарля Перро оставляют надежду на хэппи энд, то «сказочные времена СССР» Мирошниченко с самого начала лишают иллюзий и ожиданий счастливого будущего для героев, которых ждет прессинг со стороны власти, слежка, ссылка и клеймо «неблагонадежной».

Имена у персонажей звучат в лучших традициях 19 века – Свистокрылова, Шенешкина, Присядкина, майор Лазейкин. Главная героиня Вера Надеждина исполнена веры и надежды на счастье, а молодой хореограф Юрий Звездочкин становится звездой, вытеснив своими передовыми идеями старого безымянного хореографа, чье время ушло. Кстати, мотив времени, устрашающая тема боя часов в музыке Прокофьева каждый раз связан с образом государственной власти: первый раз, когда министр культуры назначает Звездочкина главным хореографом и провозглашает время новых балетмейстеров, а затем во время насильственного разлучения героев, происходящего на фоне банкета, на котором генсек со свитой поднимает бокал шампанского под бой курантов на Спасской Башне. Оркестр под управлением Теодора Курентзиса в этот момент рубит музыку так агрессивно, что усиливает боль и ужас от происходящего на сцене в десятки раз.

Курентзис, также номинированный на "Золотую Маску" за этот спектакль, не был обделен вниманием публики. Эффект от его исполнения был такой , что в антракте часто можно было услышать сочетание «Золушка Курентзиса». Не Прокофьева, не Мирошниченко, а именно Курентзиса, который своей экспрессивной манерой дирижировать вновь устроил шоу в оркестровой яме. Гипнотический танец его рук порой конкурировал с танцами на сцене, но нужно отдать должное - маэстро не перетягивал одеяло на себя.

Несмотря на насыщенное событиями либретто, занимающее три текстовые страницы в программке, «Золушка» Мирошниченко не превратилась в драмбалет, как это случилось с постановкой конца 40-х годов. Постановщик наделил каждого героя характером и обеспечил своей хореографией. Франсуа Ренар (Никита Четвериков) как настоящий принцем прыгает в высоченные ассамбле, выделывает изящные заноски и проносится над сценой в гранд жете ан турнан. Помпезный танец на балу сменяется лиричным адажио с Верой Надеждиной (Инна Билаш) под луной в Александровском саду, апогеем которого становится поддержка партнерши на вытянутой руке – неприкрытая отсылка к «Спартаку» Григоровича. Рядом со сложными элементами и серьезной хореографической лексикой внезапно раздаются шутки в виде топающих ножками капризных прим-балерин, снимающего ботинок генсека, по-змеиному вульгарно извивающейся Фурцевой (кто как не она мог стать прототипом министра культуры?). Даже агенты КГБ здесь танцуют, причем довольно элегантно и совсем нестрашно, вызывая у зрителей улыбки. Характерные танцы в балете тоже присутствуют, но уже не в традиционном сюжете «принц-ищет-золушку-по-свету». У Мирошниченко никто никого не ищет, а вместо этого Большой театр отправляется на гастроли в разные страны (и здесь автор не смог не вспомнить ажиотаж советских людей, тащущих на родину всё, чего не купить в ГУМе – ковры, торшеры, модную одежду). Во время чувственных танцев испанских фламенок КГБ традиционно стояло на страже советской морали, а в саунах у мокрых от пота турецких банщиков (сорвавших не меньше аплодисментов, чем сам Теодор Курентзис) один из гэбистов и сам оказался в комичной ситуации, потеряв полотенце.

К советским временам Алексей Мирошниченко обращается уже не первый раз. Его предыдущие работы – опера-буфф «Оранго» и балет «Условно убитый» — происходят в 30-е годы 20 века, нынешняя «Золушка» — это оттепель, период, вдохновляющий театралов и киношников на новые работы и интерпретации. Интерес к СССР обусловлен простой логикой: прошлое – это фундамент нашего настоящего, «без памяти жить нельзя», прошлое нужно помнить. Мирошниченко старается работать с таким болезненным историческим периодом по принципу «было и было», не давать оценок действиям власти. Да, Фурцева – железная леди, помешавшая чужому счастью. Да, гэбисты не церемонились, когда кидали влюбленных на пол и игнорировали их слезы. Но в итоге угроза, висящая над героями, становится рукой судьбы, толкающей их к счастью: в ссылке Вера встречает своего настоящего принца, хореографа Звездочкина, приехавшего в Пермь за ней. Чудеса в этой истории произошли благодаря, пожалуй, самому трогательному персонажу – дяде Яше, театральному обувному мастеру, который стал для Веры одновременно и отцом, и доброй феей. И простое человеческое счастье стало возможным вопреки всему.