Глядя в окружающую тьму, Зулейха ее будто не замечает и продолжает жить так, как много веков это делали ее предки. Она словно скрывается за белой глиной, покрывающей ее лицо. Она откроет его только для Ивана. Любовь заставит ее забыться, проснуться, метаться, но не прозреть. В беге Зулейхи от сына к любовнику и обратно — невозможность отдавать себя и свою любовь двоим. За недолгое счастье она ответит перед Аллахом. Ее судьба не принадлежит ей самой. Любые тяготы для нее — это воля божья. Она снова замажет свое лицо, чтобы продолжить свой путь смирения, вдали от мирского. Ее магическое мироощущение не смывается атеистическими волнами. Она заговаривает природу: реку, чтобы та дала ей хороший улов, лес, чтобы охота была удачной. Она плывет не по течению, а в воронке, затягивающей все дальше в глубокий сон. Но он оборвется, когда ее единственный сын Юзуф захочет вырваться на свободу. Он вылетит из гнезда буквально, взмывая над сценой, деревянными настилами, железными балками, над обездвиженностью и безнадежностью.
Зулейха, наконец, откроет глаза и увидит жизнь, которая принадлежит уже не ей, не Ивану, не другим мученикам от советской власти, а ее сыну и тем, кто сможет сам распоряжаться собой и своей судьбой. Настоящее вместе с Юсуфом летит вперед, летит над, улетает и скрывается за горизонтом. И будущее наступает, когда заканчивается спектакль и зажигается свет. Будущее, за которое уже заплатили немалую цену. Цену, о которой нужно помнить, которую нужно четко видеть и на которую не нужно закрывать глаза.