Звуки SOS
«SOS»/ Новое Пространство, Москва
текст: Ирина Севастьянова
эксперимент
  • /
  • /
Авторы перформанса в Новом Пространстве театра Наций создали трагедию на текст царя Соломона и посылали звуковые сигналы с помощью азбуки Морзе

Для своего нового музыкального проекта — «SOS» — художник и режиссёр Вера Мартынов и композитор Алексей Сысоев подобрали довольно академичную характеристику — сценическая кантата. Этому жанру уже почти 400 лет, и за всю историю воплощался он многообразно: и как сочинение светское, и как духовное; разные авторы прославляли в нём бога, а иногда создавали оды кофе.

Сысоев и Мартынов «SOS» посвятили любви, и аббревиатуру сигнала бедствия расшифровали по-своему: у них это «The Song of Songs» («Песнь песней») Соломона. Один из древнейших текстов в английском переводе они сделали рефреном кантаты. Дополнением к нему послужили ещё два разнородных источника — письма древнеримского политика Плиния Младшего и фрагменты из дневников авторов перформанса. Описания страшнейшего извержения Везувия и простые, очень личные заметки, да ещё и с неоднократными повторами восторженных стихов «Песни песней», в партитуре Сысоева монтировались органично.

В «SOS» можно было проследить связь с импровизационной музыкой, направлением в котором композитор работает чаще всего. В кантате нет свободных эпизодов, всё прописано очень подробно, но фактура произведения — с несколько хаотичными ритмами и включениями голосов — придавала этой стройно выстроенной форме стихийность. В инструментальной части, с богатым составом ударных (партию исполнял Дмитрий Щелкин), имитировались природные шумы. В партиях 14-ти солистов (вокальный ансамбль INTRADA) использовались самые разные приёмы: повторялись и шептались обрывки текстов, нередко вспыхивали отдельные микро-соло, а иногда включались пышные ансамбли в духе раннего барокко, например, как у Монтеверди. Певцы тоже использовали ударные инструменты — деревянные палочки и колокольчики. Подобный приём Сысоев уже практиковал в прошлом году в «Реквиеме памяти Жоскена Депре», мировую премьеру мессы исполнял тогда всё тот же ансамбль INTRADA.

Перформанс начинался в холле Нового Пространства, где артисты, лёжа на полу, напевали что-то с закрытым ртом. В одном углу — «Степь да степь кругом», в другом — какая-то итальянская канцонетта, ещё где-то — песня Дунаевского. Публика в этот момент испуганно стояла по стеночкам (хотя по помещению можно было свободно передвигаться) и вслушивалась в еле различаемое многолосие. Параллельно с этим доносились сигналы СОС и приближавшийся шум, очень напоминавший звуки какого-то космического корабля.

В перформансе участвовали два чтеца: актёры Полина Гришина и Саша Пронькин. В основной части кантаты, происходившей уже в зале, наибольший контраст получался из сочетания текстов, которые произносились очень нейтрально, и музыки — напряжённой и эмоциональной.

Сверху на актёров на протяжении всей кантаты сыпался песок. Тонкая золотистая струйка как бы показывала течение времени. В «SOS» Мартынов и Сысоев можно было прочитать одно очень простое послание: иногда любовь ещё более страшное стихийное бедствие, чем извержение гигантского вулкана.